На втором году жизни активно произносятся более сложные по артикуляции звуки − [э], [ы], [и], однако согласные у них палатализованы, т.е. произносятся как мягкие − [т’], [д’], [с’], [з’]. Возрастает способность к подражанию речи взрослых, развивается понимание речи других людей. В это же время ребенок активно употребляет в самостоятельной речи простые по структуре слова.
Совершенствование подвижности артикуляционного аппарата на третьем году жизни приближает произношение ребенка к общепринятому, однако сложные по артикуляции звуки в детской речи заменяются простыми, например, вместо [ц] произносится [т’] или [с’], [ч’] и [ш] заменяются [т’] и [с’], а [л] и [р] − [л’] или [й’]; четко оформляется артикуляция [ф], [ф’] и [в’].
В этом возрасте фонематическое восприятие уже развито достаточно хорошо: дети почти не смешивают близкие по звучанию слова и в собственной речи пытаются сохранить слоговую структуру слова [ 18,с.127].
На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, а в речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных.
В это время дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т. е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.
На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные – [л], [р], [р’], у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, которые могут взаимозаменяться: в простых словах дети четко произносят данные группы звуков, а в сложных и малознакомых – заменяют [2,с.156]. Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения.
Как правило, ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.
Таким образом, к моменту поступления в школу у ребенка сформировано звукопроизношение, которое обеспечивает обучение грамоте.
Развитие лексико-грамматической стороны речи
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарный запас (словарь) и грамматически правильное его использование в собственной речи. Грамматическая сторона речи, в свою очередь, включает в себя владение способами словоизменения и словообразования (морфологический аспект), а также умение составлять грамматически правильные словосочетания и предложения (синтаксический аспект).
Слова, которые появляются в речи ребенка до года, представляют собой аморфные, лепетные образования, которые состоят из ударных слогов. Такие «корни-слова» еще не сочетаются грамматически и в разных речевых ситуациях могут обозначать как предметы, так и действия [ 25,с.98].
К двум годам жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.
Грамматическая структура предложения усваивается ребенком поэтапно. Первыми появляются следующие формы слов: именительный падеж единственного и множественного числа, винительный падеж имен существительных; повелительное наклонение, форма 3-го лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложение включает до трех-четырех слов.
К трем годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова-обобщения, обозначающие родовые понятия; уточняются значения слов; объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, общения с окружающими взрослыми.