Психолого-педагогические предпосылки овладения грамотой

Страница 1

Одним из этапов формирования речи ребенка является обучение грамоте, т.е. восприятию и продуцированию собственной письменной речи − чтению и письму.

Чтение и письмо − виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который, как указывает Б.Г. Ананьев и другие исследователи, основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее [8]. Поэтому можно говорить о том, что общеречевое развитие ребенка является основной предпосылкой обучения грамоте: дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Особое значение для обучения чтению и письму имеет формирование элементарного осознания чужой и собственной речи, т.е. ее элементов и закономерностей. Такое осознание собственного речевого поведения, речевых действий, т.е. речевая рефлексия, произвольность речи составляют один из важнейших аспектов подготовки к обучению письменной речи. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому формирование произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.

Как указывают исследователи [ 9],показателями достаточного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются такие умения, как:

− умение сосредоточить свое внимание на вербальной задаче;

− умение произвольно и преднамеренно строить свое высказывание;

− умение отбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи;

− умение сопоставлять различные возможные варианты решения вербальной задачи;

− умение оценить выполнение вербальной задачи.

Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи [ 9].В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код − письменный знак (буква, иероглиф и др.), который соотносится с элементом устной речи. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Таким образом, чтение есть перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.

Д.Б. Эльконин показал, что механизм чтения определяется системой письма в том или иной языке [ 31].Так, при иероглифическом системе письма с помощью знаков − иероглифов − кодируются целые смысловые единицы, т.е. слова и понятия. Количество иероглифов соответствует количеству слов-значений в языке, а обучение чтению сводится к запоминанию значений отдельных знаков. Этот трудоемкий процесс прост по своей психологической природе: его основные компоненты − восприятие, запоминание и узнавание.

В системах языка, в которых принято слоговое письмо знак слога связан со звуковой формой, а установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в этом случае значительно легче, поскольку слог является естественной произносительной единицей и его выделение в слове при слоговом анализе не вызывает затруднений. Обучение чтение, таким образом, включает в себя членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения и слияние звуковых форм слогов в слово.

Система русского письма является звуко-буквенным, т.е. графический знак кодирует звук речи. Эта особенность требует другого механизма чтения: процесс перекодировки обеспечивается звуко-буквенным анализом слова. Следовательно, изменяется и психологический механизм чтения, который требует на начальном этапе воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Поэтому обучающийся, действующий со фонетической стороной языка, без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять смысл читаемого [31,с.70].

Страницы: 1 2 3 4

Навигация