Психолого-педагогические предпосылки овладения грамотой

Страница 2

Таким образом, обучение чтению, как отмечает Д.Б. Эльконин, представляет собой путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза фонетической стороны речи. Другими словами, современная методика обучения чтению основана на аналитико-синтетическом методе и его вариантах (звуко-слоговой метод В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько; метод Д.Б. Эльконина и др.).

В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиций следующий за ней гласной фонемы. Поэтому при обучении грамоте учащиеся должны:

1. четко различать гласные и согласные фонемы;

2. находить гласные фонемы как слогообразующие элементы;

3. ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;

4. усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Таким образом, успешность обучения чтению во многом определяется не только развитостью собственной речи ребенка, но и хорошей ориентировкой в звуковой стороне речи. Кроме того, существенную роль в овладении чтением играет и развитость фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух звуки человеческой речи. В исследованиях детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина и др.) доказано, что фонематический слух развивается очень рано: уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают слова, которые различаются одной фонемой, и адекватно реагируют на них. Однако первичного фонематического слуха, который обеспечивает восприятие чужой речи, недостаточно для овладения чтением и письмом. Необходимо развитие более высокого уровня, на котором ребенок может расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б. Эльконин назвал такое умение фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показывают исследования, не возникают спонтанно, а формируются в результате обучения грамоте на основе первичного фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет важное значение для овладения чтением: дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки. Причем исследованиями доказано, что фонематический слух и фонематическое восприятие должны быть сформированы до начала обучения грамоте, поскольку одновременное обучение чтению и развитие фонематического слуха оказывают взаимное торможение [ 16].

В работах А.Н. Корнева психологическая готовность к обучению чтению рассматривается также в психологическом аспекте, в связи со становлением коммуникативных умений, с одной стороны, а с другой − с позиций лингвопсихологического подхода.

Одним из условий готовности ребенка к усвоению навыка чтения является так называемая «востребованность» этого умения: для ребенка чтение должно вызывать интерес, желание овладеть новой для него деятельностью, а не являться только имитацией действий взрослого, т.е. чтения. А.Н. Корнев объясняет это положение так: ребенок на протяжении всего детства учится расшифровывать разнообразные тексты, осваивая различные языки как способы коммуникации (в широком смысле понятия «язык»), причем, исходя из когнитивной сложности текста, это происходит постепенно. Кроме того, совершенствование понимания устной речи происходит, как было сказано выше, до 35-40 лет, а у детей дошкольного возраста понимание таких текстов ситуативно и фрагментарно.

Письменная речь строится на основе литературного языка и представляет собой образец монологической, контекстной речи, которая детьми достаточно полно осваивается только в старшем школьном возрасте. Однако знакомство с такими текстами происходит тогда, когда родители читают ребенку книги вслух, сопровождая чтения своими комментариями и просмотром иллюстраций. Такая ситуация носит отчетливый коммуникативный характер, создавая мощное эмоциональное подкрепление интереса к книге. Таким образом возникает желание самостоятельного чтения, которое становится осознанным только к старшему дошкольному возрасту.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация