Психолого-педагогические предпосылки овладения грамотой

Страница 3

Другим важным фактором готовности к обучению чтению является психологическая оснащенность. Другими словами, для овладения грамотой, т.е. письменной речью, языковые и когнитивные способности ребенка должны достичь определенного, минимально необходимого уровня зрелости, что и происходит примерно к моменту поступления ребенка в школу. Как показывают кросскультурные исследования, в разных странах состояние готовности к обучению происходит в разном возрасте, что учитывается при разработке методик начального обучения в этих странах.

Как было отмечено в исследованиях Д.Б. Эльконина, русская письменная речь является звуко-буквенной и для овладения грамотой ребенок должен достаточно владеть фонематическим анализом. Владение техникой чтения, т.е. декодированием письменного текста, предполагает в первую очередь владение системой графической символизации, навык которой формируется в рамках символизации более широкого плана: символические игры, изобразительная деятельность и т.д., а необходимой предпосылкой является достаточная зрелость фонематического восприятия и языкового сознания.

Развитие графического символизма происходит в процессе игровой деятельности, предполагающей символизм игрового замещения предметов, и развития предметного изображения в рисунках . Рисование по определенному замыслу, детализация рисунков говорят о становлении элементарных знаковых операций и процессе усвоения языка графических символов.

Развитие фонематического восприятия также проходит несколько этапов:

1. дофонетическая стадия, на которой отмечается полное отсутствие дифференциации звуков чужой речи, понимания и активных речевых возможностей;

2. начальный этап овладения восприятием фонем, на котором различаются наиболее контрастные по акустическим характеристикам фонемы и не различаются близкие по дифференциальным признакам; слово на этом этапе воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности;

3. различение фонем в соответствии с их акустическими признаками, причем ребенок способен отличать правильное произношение от неправильного;

4. сформированы правильные образы звучания фонем, однако сенсорные эталоны фонематического восприятия еще нестабильны;

5. завершение развития фонематического восприятия: ребенок воспринимает и произносит звуки речи правильно;

6. осознание звуковой стороны речи и слова и ее сегментов.

Фонематическое развитие до пятого этапа происходит спонтанно при наличии соответствующих условий речевого окружения, а шестой этап наступает благодаря обучению в начальной школе или еще в детском саду.

В связи с недоразвитием устной речи, при задержке умственного и психического развития процесс фонематического восприятия может замедляться, однако достижение шестого этапа развития фонематического восприятия, как указывает А.Н. Корнев, является необходимой предпосылкой овладения фонематическим анализом и обучения чтению. Кроме того, на 4-5 стадиях может происходить искажения, т.е. нарушение фонематического восприятия, при котором слуховое различение некоторых фонем или их групп недостаточно четко. Обычно это фонемы, минимально отличающиеся друг от друга (так называемые оппозиционные фонемы) твердостью-мягкостью, наличием голоса и т.д. Такой недостаток является следствием нарушения согласованности работы речеслухового и речедвигательного анализаторов, поскольку сенсорные и языковые эталоны фонем у ребенка формируются на основе взаимодействия слышимых образцов речи взрослых, слухового восприятия собственной речи и кинестетических ощущений, получаемых в процессе артикуляции. При нарушении межанализаторного взаимодействия правильность произношения ребенка не контролируется им с помощью слуха, а неполноценные кинестетические образцы при дефектном звукопроизношении влияют на формирование слуховых эталонов фонем и деформируют их. Такие дети могут воспринимать слова типа «бочка» − «почка» или «коза» − «коса» как одинаково звучащие.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация