Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова выделяют три этапа логопедической работы по формированию словообразования.
Первый этап – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.
Второй этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей. Образование:
а) уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-;
б) существительных с суффиксом -ниц-;
в) существительных с суффиксами -инк-, -ин-;
Третий этап – уточнение значения и звучания непродуктивных моделей.
Содержание третьего этапа логопедической работы над словообразованием существительных включает образование названий профессий.
Работа над словообразовательными аффиксами у дошкольников с ОНР третьего уровня осуществляется следующим образом:
1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).
4. Закрепление связи значения и звучания аффикса.
5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.
6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы.
7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
В процессе сравнения делается упор на семантику, значение морфемы.
Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.
В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода).
Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:
а) без изменения звуковой структуры корня производного слова: дом – домик, нос – носик, хвост – хвостик, куст – кустик и т.д.
б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне: таз – тазик, сад – садик, лоб – лобик, клюв – клювик и т.д.
В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик- (с существительными мужского рода).
Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:
а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов: забор – заборчик, суп – супчик, блин – блинчик, стул - стульчик и т.д.
б) с изменением звуковой структуры производного слова: рукав - рукавчик.
Словообразование с использованием суффикса -к- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова: лапа – лапка, мышь – мышка, яблоня – яблонька, ночь – ночка и т.д.
б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования): шуба - шубка, рука – ручка, корова – коровка, птица – птичка и т.д.
в) словообразование существительных среднего рода от основы на -ц-