Коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования существительных у дошкольников с онр третьего уровня

Современное образование » Особенности формирования словообразования существительных у дошкольников 5-6 лет с ОНР III уровня, по сравнению с нормой » Коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования существительных у дошкольников с онр третьего уровня

Страница 3

(с изменением звуковой структуры основы слова): крыльцо – крылечко, кольцо – колечко.

Словообразование существительных с использованием суффиксов -очк-, ечк- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование ласкательных собственных имён мужского и женского рода на –а, -я: Аня – Анечка, Дима – Димочка, Соня – Сонечка и т.д.

б) словообразование неодушевлённых существительных женского рода: лента – ленточка, звезда – звёздочка и т.д.

Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-: вода – водичка, коса – косичка, сестра – сестричка и т.д.

Словообразование существительных женского рода с использованием суффиксов -оньк-,-еньк- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имён собственных женского и мужского рода на -а, -я: Маша – Машенька, Коля – Коленька, Даша – Дашенька, Петя – Петенька и т.д.

б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры слова: берёза - берёзонька, мама – маменька, дочь – доченька и т.д.

в) словообразование с изменением звуковой структуры слова: рука – рученька, нога – ноженька, дорога – дороженька и т.д.

Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов –ушк-, -ышк- , -иц-, -ец-, -ц-:

а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк- : дед – дедушка, зима – зимушка, рябина - рябинушка, голова – головушка, соловей – соловушка, поле – полюшко и т.д.

б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-: перо – пёрышко, солнце – солнышко, зерно – зернышко и т.д.

в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:

- суффикс -иц- в существительных женского рода: лужа – лужица, кожа – кожица, роща – рощица, земля – землица и т.д.

- суффикс -ец- в существительных мужского и среднего рода: мороз – морозец, письмо – письмецо, хлеб – хлебец и т.д.

- суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода: пыль – пыльца, дерево – деревцо, одеяло – одеяльце, мыло – мыльце и т.д.

Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуда).

На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова: суп – супница, чай – чайница, сахар - сахарница, пепел – пепельница, селёдка – селёдочница и т.д.

Образование существительных с помощью суффикса -инк-.

На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня: бусы – бусинка, пыль – пылинка, икра – икринка, роса – росинка, изюм – изюминка и т.д.

В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов: горох – горошинка, чай – чаинка, пух – пушинка, снег – снежинка, песок – песчинка и т.д.

Образование названий детёнышей животных и птиц.

В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детёнышей животных и птиц проводится в следующей последовательности:

Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова: гусь – гусёнок – гусята, ёж – ежонок – ежата, слон – слонёнок – слонята и т.д.

Словообразование с чередованием звуков в корне слов: волк - волчонок – волчата, орёл – орлёнок – орлята, лев – львёнок – львята и т.д.

Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма): овца – ягнёнок – ягнята, лошадь - жеребёнок – жеребята, курица – цыплёнок – цыплята и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация