Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершателей действий»).
В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ОНР третьего уровня используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе.
Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности:
Словообразование существительных мужского рода:
- с суффиксом -щик-: барабанщик, стекольщик, сварщик, часовщик и т.д.
- с суффиксом -чик-: лётчик, грузчик, разведчик, переводчик и т.д.
словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола, с суффиксами -ниц-, -иц-: художник – художница, учитель - учительница, певец – певица, писатель – писательница и т.д. [10]
Не отрицая традиционных методов формирования практических способов словообразования у дошкольников Т.В. Туманова предлагает, начиная с подготовительной возрастной группы (со второго года обучения), на индивидуальных, подгрупповых, а затем и фронтальных занятиях вводить упражнения из разделов:
Ориентировочно-исследовательская деятельность детей. Основная задача этого раздела – выявить наиболее общие правила словообразования на основе ориентировочно-исследовательской деятельности детей. В его содержании можно выделить два направления.
Первое направление – формирование предварительной ориентировки детей в формально-семантической структуре слов на основании таких критериев, как: длина слогового контура слов, звуковое сходство пар родственных слов. Для ориентировки детей в морфемной структуре слов используется метод их бинарного противопоставления, сопровождающийся сравнением содержательного аспекта.
Содержание первого направления работы реализуется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Занятия проводят 2-3 раза в неделю, их протяжённость по времени – от 10 до 15 мин.
Второе направление – ставит задачу по формированию речемыслительного уровня антиципации, а как следствие – обобщённости восприятия морфем. Всё это должно помочь детям осознать морфему как отдельный языковой знак.
Конечной задачей коррекционной работы является обучение дошкольников с ОНР навыкам осознанного образования производных слов. Подобное осознание становится возможным, когда формируется обобщённое восприятие не только предметного мира, но и языковых явлений, т.е. по мере усвоения правил словообразования [11].
Таким образом, успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников. Под влиянием всестороннего коррекционного обучения и воспитания у выпускников подготовительной группы детского сада происходят позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности.
Анализ литературных данных позволяет сделать вывод о наличии различных особенностей детского словообразования в разные периоды дошкольного детства. Поскольку дети с нарушениями речи овладевают системой языка медленно и своеобразно, то важной задачей является выявление особенностей словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР.
Проведённый анализ литературных источников по проблеме формирования навыков словообразования существительных у дошкольников с ОНР третьего уровня позволяет утверждать, что овладение словообразованием у них находится на низком для этого возраста уровне. Дети хорошо понимают и образуют только те слова, которые часто встречаются в речевой практике.