Системы образования наиболее развитых стран мира в последние десятилетия перешли к новому этапу, который характеризуется изменением отношения к "знаниям, умениям и навыкам" как к приоритетной цели образования; переходу к сообразному с временным уровнем развития общества компетентностному подходу; иерархии целей образования (интегративные цели обучения доминируют над предметными, деятельностный подход вытесняет традиционный объяснительно-репродуктивный); корректировке характера педагогических отношений.
Российское образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями, формируется новый педагогический менталитет:
— формула "образование на всю жизнь" заменяется формулой "образование через всю жизнь";
— методы обучения обогащаются творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ;
— информационно-телекоммуникационные средства обучения и воспитания охватывают всё большее образовательное пространство;
— личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками становится важнейшей составляющей педагогического процесса;
—в воспитании взят ориентир на духовные ценности, становление нравственного облика выпускника;
— происходит дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, средств массовой коммуникации, микро- и макросоциума;
—увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного развития.
Вхождение России в мировое образовательное пространство сталкивается со многими трудностями: социальными, политическими, экономическими и другими. Ввиду онтологической природы образования, его теснейшей связи с культурными и религиозными ценностями, процессы модернизации образования не поспевают за требованиями времени.
Вместе с тем в современном российском образовании накоплен огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки и опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации.
Одно из средств решения этой проблемы — изменение набора методологических подходов, одним из которых является технологический подход [14, с. 5-6].
Метапредметная трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно и практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.
Технологический подход в производственной сфере стал неотъемлемой частью современного материального производства. Он выступает как внедрение научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.
Технологическая революция обусловила проникновение технологизации и в сферу социальных процессов и явлений, породила надежду на возможность управлять сложными социальными, в частности педагогическими, процессами и системами.
В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология преподавания, образовательная технология, традиционная технология и т. д.