А. С. Макаренко в своей всемирно известной "Педагогической поэме" писал о том, что наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства.
Массовое внедрение технологий обучения исследователи относят к началу 60-х гг. XX столетия и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер, Г.Гейс, В. Коскарелли и др. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдиева, В. П. Беспалько, М. В. Кларина [9, с. 5-9].
Педагогическая технология характеризуется рядом признаков. В. П. Беспалько выделяет следующие [2, с. 73-75]:
• четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;
• структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;
• комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;
• слияние, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;
• гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.
Следует отличать педагогическую технологию от методики обучения: педагогические технологии удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии; однако методики часто не гарантируют должного качества.
Вместе с тем методика может быть доведена до уровня технологии. Например, имеется определенная методика оценки знаний. Если она отвечает объективности, надежности, то ее можно назвать педагогической технологией.
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством: совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство.
В специальной литературе представлены самые разнообразные классификации педагогических технологий, так как каждый автор привносит в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Например, такие авторы как В.Г. Гульчевская, В.П. Беспалько, В.Т. Фоменко и другие. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике педагогические технологии систематизировал Г.К. Селевко. По многочисленным сходствам и общим признакам он выделил следующие технологии:
• по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);
• по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;
• по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интериоризаторские, развивающие;