Способы педагогического мониторинга учебных достижений учащихся по биологии

Современное образование » Мониторинг учебных достижений учащихся по биологии в 6 классе » Способы педагогического мониторинга учебных достижений учащихся по биологии

Страница 2

При отслеживании результатов развития личности можно использовать такие методы, как:

1) исследовательский (работа с природой)

2) конспектирование (написание творческих рефератов по теме).[14]

Для одних конспект может составлять только мысли автора, для других – передача смысла статьи своими словами и собственными выводами. При таком способе мониторинга легко можно выявить группу более подготовленных учащихся и менее подготовленных к самостоятельному осмыслению учебного задания, и даже уровень внутреннего развития и способности каждого учащегося.

Творческие задания такие, как:

1) написание рефератов;

2) составление самостоятельных тестов;

3) составление кроссвордов;

несут в себе практическое начало. Учащийся в ходе такой работы может раскрыться по-новому, как интересная творческая личность.

Самым сложным в учебном процессе является мониторинг воспитательного воздействия урока. Здесь можно использовать:

1) наблюдения;

2) личное сочинение.

Наблюдая за учеником во время урока, можно сразу отследить степень воздействия данной темы или исторической личности на класс в целом и на отдельного учащегося (сопереживание, внимание к рассказу, пассивное участие в нём, дисциплина на уроке) [14].

Формы мониторинга знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных вопросов и заданий. Форм мониторинга очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт биологического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках биологии. Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта биологического образования Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего) [22].

Система измерителей может быть представлена в форме устного опроса, традиционных письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.

К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания учебных достижений (см. Приложение 1), на основе которых делается вывод о достижении или не достижении учащимся требований государственного стандарта. В практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по биологии используется следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.

Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к различным типам школ, учебным планам, программе и учебникам. Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяет учителям, ученикам и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить более детальное представление об обязательных требованиях стандарта, обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля, сняв свойственные в такой ситуации тревожность и нервозность.

Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте биологического образования является наличие в них экспериментальных умений. Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью экспериментальных заданий, которые могут составлять часть общей проверочной работы.

В школьной практике существует несколько традиционных форм мониторинга знаний и умений учащихся, которые мы предоставляем в своей работе: устный опрос, биологический диктант; тестовое задание; краткая самостоятельная работа; письменная проверочная работа; лабораторная (практическая) работа; устный зачет по изученной теме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация