Способы педагогического мониторинга учебных достижений учащихся по биологии

Современное образование » Мониторинг учебных достижений учащихся по биологии в 6 классе » Способы педагогического мониторинга учебных достижений учащихся по биологии

Страница 6

Полный перечень классификаций вопросов и заданий для контроля учебных достижений школьников в методике обучения биологии еще не представлен.

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмет. Их цель – проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.[15, с. 137]

По выражению В. М. Корсунской, движущей силой всего учебно-воспитательного процесса является вопрос – обращение, требующее ответа.

Контрольный вопрос – вопросительное предложение, как правило, начинающееся с вопросительного слова (например: почему, когда, как и др.). В справочной литературе понятие «задание» имеет следующую дефиницию: «то, что назначено для выполнения, – поручение». Предложение, содержащее подобную информацию, по цели высказывания является повествовательным и в свой состав, как правило, включает глагол в форме повелительного наклонения.

Рассмотрим модификации контрольных вопросов и заданий по биологии.

Вопросы и задания по содержанию биологических понятий

А. Вопросы и задания с морфологическим содержанием.

Предназначены для проверки особенностей внешнего строения живых организмов (размеры организма, окраска, форма, покровы тела и т.д.).

Примеры. Назовите основные части цветка. По каким признакам внешнего строения птицы отличаются от пресмыкающихся? Благодаря чему домашняя муха держится на потолке и ползает по стеклам? Однороден ли перьевой покров на теле птиц, и каково его значение?

Б. Вопросы и задания для проверки анатомического содержания.

Примеры. Что такое побег? Опишите клетки зоны деления корня. Из каких отделов и костей состоит верхняя конечность человека? Перечислите органы выделительной системы человека. Назовите последовательность звеньев рефлекторной дуги.

В. Вопросы и задания для проверки физиологических понятий.

Примеры. Какую функцию выполняют устьица в жизни растений? Что такое фототропизм; приведите примеры из собственных наблюдений за растениями. Назовите формы вегетативного размножения растений: а) в природе; б) человеком. Как осуществляется газообмен в лёгких человека? Назовите отличительные признаки: а) развития организмов без превращения и с метаморфозами; б) ассимиляции и диссимиляции.

Г. Вопросы и задания для проверки экологических понятий.

Примеры. Перечислите черты приспособленности птиц к хищническому образу жизни. Что такое биогеоценоз? Приведите несколько примеров искусственных сообществ. Составьте 3–4 цепи питания для обитателей смешанного леса.

Д. Вопросы и задания для проверки знаний по систематике.

Примеры. Что такое бинарная номенклатура? В чем отличия таксонов в систематике растений и животных? Заполните табл. 1. Назовите классы типа кольчатых червей и их представителей. Каково положение современного человека в систематике органического мира?

Таблица 1. Систематические группы насекомых

Отряды насекомых

Характерные признаки отряда

Представители

Ротовой аппарат

Характер строения крыльев

Тип развития

Вопросы и задания по видам интеллектуальных умений учащихся

А. Вопроси и задания на воспроизведение понятий и знание их определений

Примеры. Что значит термин «теплокровные животные»? Как называют две стороны обмена веществ? Приведите их определения. Продолжите заполнение табл. 2.

Таблица 2. Уровни организации живой природы

Уровни организации живой природы

Краткая характеристика уровня

Биологические науки

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Навигация