В данной главе представлены результаты опытно-экспериментальной работы, которая осуществлялась на протяжении второго полугодия 2007-2008 учебного года. В эксперименте участвовали учащиеся 3-а класса (27 человек) Костомукшской средней школы № 3 и учителя начальных классов. Обучение естествознанию ведется по программе О.Т. Поглазовой «Окружающий мир». Из документации класса и беседы с учителем было выявлено, что у детей примерно одинаковый уровень знаний и уровень познавательной активности. Поэтому для участия в эксперименте класс был разбит на 2 группы (контрольную и экспериментальную) по принципу случайного отбора.
Для эффективной организации образовательного процесса по формированию знаний о явлениях неживой природы необходимо проанализировать особенности его протекания в данном классе, а также изучить уровень познавательного интереса учащихся к урокам естествознания.
При анализе использовались следующие методы педагогического исследования: анкетирование (учителей начальных классов и учащихся 3-а класса), беседа (с учащимися), тестирование учащихся, педагогическое наблюдение (за учащимися и деятельностью учителя на уроках естествознания).
В ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование учителей начальных классов с целью изучения их мнения по проблеме применения компьютерных средств. В анкетировании принимало участие 13 человек. Анкета состояла из 7 вопросов открытого и закрытого типа (Приложение 1):
1. Для чего чаще всего Вы используете компьютер в профессиональной деятельности?
2. Как часто Вы задействуете компьютерные средства на своих уроках?
3. Считаете ли Вы применение компьютерных технологий важным в образовании младших школьников? Объясните, почему?
4. Как вы оцениваете возможности использования компьютерных средств в учебном процессе?
5. Какие прикладные программы Вы используете на своих уроках?
6. Какие трудности Вы видите в применении компьютерных технологий в образовательном процессе?
7. Оцените возможности предмета «Окружающий мир» в плане использования компьютерных технологий при формировании знаний, умений и навыков у младших школьников.
Анализ ответов на первый вопрос анкеты показал, что большинство учителей используют компьютер в своей профессиональной деятельности. Причем семь человек используют его для самообразования; десять человек – для подготовки к урокам; шесть человек – используют компьютер на уроках. Только один учитель ответил, что не использует компьютер совсем.
На второй вопрос были даны следующие ответы:
- стараюсь задействовать как можно чаще – 3 человека;
- использую по мере возможности – 6 человек;
- избегаю – 4 человека.
Десять преподавателей считают важным применение компьютерных технологий в образовании младших школьников. Трое затруднились ответить на данный вопрос.
При обосновании своего мнения, было отмечено следующее:
- реализация принципа наглядности – 6 человек;
- формирование информационной культуры личности – 3 человека;
- развитие познавательного интереса – 2 человека;
- повышение уровня усвоения знаний – 1 человек;
- осуществление самопроверки – 1 человек.
При ответе на четвертый вопрос шесть человек высоко оценили возможности использования компьютерных средств при формировании знаний и по пять человек – в процессе закрепления знаний и при организации контроля знаний; семь человек оценили возможности использования компьютерных средств на среднем уровне в процессе закрепления знаний и по шесть человек – при формировании знаний и при организации контроля знаний. Только один учитель оценил возможности использования компьютерных средств при организации контроля знаний на низком уровне.
В процессе анкетирования было выяснено, что на своих уроках используют текстовые редакторы (8), графические редакторы (7), табличные редакторы (3), редакторы презентаций (10), другие программные средства (1).
Среди трудностей в применении компьютерных технологий в образовательном процессе были отмечены следующие:
- недостаток программных средств – 3 человека;
- некомпетентность учителя – 9 человек;
- организационные проблемы – 2 человека;
- недоступность компьютерных классов – 6 человек.
Оценивая возможности предмета «Окружающий мир» в плане использования компьютерных технологий, девять человек отметили высокие возможности, четыре человека – на среднем уровне.
Полученные нами результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что большинство учителей считают возможным и желательным использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе. Тем не менее, на пути их внедрения встречается ряд проблем. Самой большой проблемой была названа некомпетентность учителей в вопросах использования компьютерных средств. Она отразилась даже в ответах на вопросы анкеты. Так, практически никто из учителей не смог назвать другие программные средства, кроме обозначенных в пятом вопросе анкеты. Это говорит о том, что либо они не знают о существовании программных средств учебного назначения, либо не представляют себе возможности их использования. Кроме того, один из анкетируемых учителей к прикладным программам отнес мультимедийный проектор.