Задания на правильность.
Выбери правильный ответ (только один):
1. От чего зависит сила ветра?
А) от количества облаков на небе; В) от скорости движения воздушных масс;
Б) от его направления; Г) от высоты волн на море.
2. Атмосферная влага, падающая в каком-либо виде на землю – это… Как правильно выбрать кофемашину как выбрать подходящую кофемашину.
А) осадки; В) облачность;
Б) гроза; Г) ветер.
3. Перистые, кучевые, слоистые – всё это виды …
А) осадков;
Б) ветра;
В) растений;
Г) облаков.
4. К электрическим явлениям природы относится…
А) ледостав;
Б) гроза;
В) ветер;
Г) шторм.
5. Отметь лишнее
А) ветер;
Б) снегопад;
В) радуга;
Г) листопад.
Задания на осознанность:
1. Как, наблюдая, можно определить, что «на почве заморозки», не имея термометра?
2. Почему летом облака состоят из капелек воды, а зимой – из льдинок?
3. Почему на медленных реках ледостав начинается раньше, чем на быстрых?
4. Почему перед выпадением осадков дым стелется по земле, а в сухую погоду стоит столбом?
5. Почему во время ветра белье, вывешенное на улицу, сохнет быстрее?
При проверке работ использовались следующие критерии оценки:
Задания на правильность: 1 балл ставился за правильный ответ; 0 баллов – за неправильный.
Затем подсчитывается общее количество баллов и выставляется итоговый балл: 5 баллов – «отлично»; 4 балла – «хорошо»; 3 балла – «удовлетворительно»; меньше 3 баллов – «неудовлетворительно».
Задания на осознанность:
5 баллов – наличие в ответе некоторых неточностей, которые не являются определяющими;
4 балла – наличие в ответе некоторых неточностей, которые не являются определяющими, и несущественных ошибок;
3 балла – наличие ошибок, которые могут быть существенными, но основная суть вопроса раскрыта;
2 балла – дан неправильный ответ;
1 балл – ученик не приступил к ответу на этот вопрос.
Затем подсчитывается общее количество баллов и выставляется итоговый балл:
- 25-23 балла – «отлично»;- 17-13 баллов – «удовлетворительно»;
- 22-18 балла – «хорошо»;- меньше 13 баллов – «неудовлетворительно».
Данные по итогам проверочной работы зафиксированы в таблицах 1 (для экспериментальной группы) и 2 (для контрольной группы) (Приложение 4). Результаты проведенного теста представлены на рисунках 3 (проверка знаний на правильность) и 4 (проверка знаний на осознанность).
Анализ ответов учащихся в экспериментальной группе (правильность знаний).
31% (4 учащихся) получили отметку «отлично»;
23% (3 учащихся) получили отметку «хорошо»;
38% (5 учащихся) получили отметку «удовлетворительно»;
8% (1 учащийся) получили отметку «неудовлетворительно».
Анализ ответов учащихся в контрольной группе (правильность знаний).
43% (6 учащихся) получили отметку «отлично»;
29% (4 учащихся) получили отметку «хорошо»;
29% (4 учащихся) получили отметку «удовлетворительно»;
Отметку «неудовлетворительно» не получил ни один из учащихся
Анализ ответов учащихся в экспериментальной группе (осознанность знаний).
Отметку «отлично» не получил никто из учащихся;
8% (1 учащийся) получили отметку «хорошо»;
31% (4 учащихся) получили отметку «удовлетворительно»;
62% (8 учащихся) получили отметку «неудовлетворительно».
Анализ ответов учащихся в контрольной группе (осознанность знаний).
Отметку «отлично» не получил никто из учащихся ;
43% (6 учащихся) получили отметку «хорошо»;
14% (2 учащихся) получили отметку «удовлетворительно»;
43% (6 учащихся) получили отметку «неудовлетворительно».
Данные, полученные в ходе тестирования, подтверждают выводы, сделанные в результате педагогического наблюдения. Если при проверке правильности знаний более 50% учащихся обеих групп получили «отлично» и «хорошо», то с вопросами на осознанность знаний справились значительно хуже. В обеих группах вырос процент учащихся, неудовлетворительно справившихся с заданиями. Это говорит о том, что упор при преподавании естествознания в данном классе делается на заучивание определений и пересказ текстов. Однако такой подход не позволяет решать основные задачи начального естественнонаучного образования, а именно:
- формировать и развивать элементарные представления и первоначальные понятия об окружающей природе, об изменении и взаимодействии ее компонентов;
- развивать положительные личностные качества: научное мировоззрение, наблюдательность, любознательность, творческие способности и т.д.