Изучение композиции и сюжета волшебной сказки в 5 классе. Модели уроков

Современное образование » Изучение поэтики русской волшебной сказки » Изучение композиции и сюжета волшебной сказки в 5 классе. Модели уроков

Страница 1

В практической части дипломной работы представлено 4 модели уроков на тему "Изучение композиции и сюжета волшебной сказки". Каждый урок составляет определённый этап в изучении данной темы.

На первом уроке учащиеся знакомятся с жанром народной волшебной сказки. На этом уроке будет использоваться такой метод, как составление формулы волшебной сказки с использованием "Карт Проппа", предложенный Д. Родари в книге "Грамматика фантазии" и развитый Ю. Сипинёвым и И. Сипинёвой в пособии "Русская культура и словесность" (С.-П.,1994).

Цель второго урока – рассказать о двух мирах волшебной сказки, об особенностях языка народной сказки.

На следующем уроке актуализируется информация о сюжете и композиции сказки (основные ситуации волшебной сказки).

На последнем уроке для закрепления общей темы анализируется сюжет и композиция "Сказки о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи – царевны, Кощеевой дочери" В.А.Жуковского.

Дидактический материал к урокам: книги А. И. Горшкова (Русская словесность: От слова к словесности: М.: Просвещение, 1995, с. 232-234), В.Аникина, А. Афанасьева, М.Бахтина, Э. Тайлора, Д.Фрэзера, В.Проппа, К.Леви-Строса, С.Максимова, Т.Зуевой, Родари Дж. (Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М.,1978,с.76-84), Е. Костюхина (Лекции по русскому фольклору. – М., 2004, с.96-121), В.Мещерякова (Основы литературоведения. – М.,2003, с.30-40).

Урок 1. Знакомство с жанром народной волшебной сказки

Цели:

1.Образовательная: познакомить учащихся с жанром народной волшебной сказки, научить составлять формулу сказки; показать детям величие и красоту народных и литературных сказок.

2.Развивающая: формирование у детей умения слушать и воспринимать речь учителя, развитие логического и образного мышления учащихся; обогащение знаний, развитие устной речи обучающихся.

3.Воспитывающая: развитие гуманности, духовности, нравственных и эстетических качеств учащихся, привитие любви к чтению.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Форма урока: урок-игра.

Методы обучения: наглядный, словесный, поисковый, проблемный, игровой.

Умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся:

Учащиеся должны знать способы определения жанра народной волшебной сказки.

Учащиеся должны уметь составлять формулу сказки.

Оборудование: тексты сказки "Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо", карточки со сказочной ситуацией (функцией) – "карты Проппа" (см. приложение 1).

Ход урока:

I. Организационный момент: Приветствие, сообщение темы и цели урока.

II. Знакомство с новым материалом:

1. Вступительное слово учителя:

- Жанр народной волшебной сказки глубоко изучен в фольклористике. Фольклористика – наука об устном народном творчестве (фольклоре). Сказка – это вид устного народного творчества. Волшебные сказки создавались позже сказок о животных, но также пришли к нам из давних времен, когда люди верили в волшебство.

Особенности волшебных сказок: присутствие волшебных сил и фантастических существ, которым помогают птицы и звери, а также волшебных вещей (скатерти-самобранки, сапог-скороходов). С героями этих сказок, как правило, случаются разные чудесные превращения, герои всегда смелые, находчивые, они наделены недюжинной силой, и это помогает им успешно преодолевать на пути к благородной цели все препятствия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация