9.Дозор среднего брата (ложный герой).
10.Иван и змей сражаются.
11.Змей побеждён.
12.Дозор Ивана. Сражение с врагом.
13.Победа Ивана.
14.Героя преследуют жёны и мать змея.
15.Первая беда – колодец.
16.Вторая беда – яблоня.
17.Третья беда – ковёр и подушка.
18.Преследование свиньи.
19.Победа Ивана.
20.Возвращение домой. Счастье.
III. Закрепление изученного материала.
Составление формулы сказки совместно с учениками: 10-11-12-14-15-16-18-16-18-16-18-19-20-21-22-21-22-21-22-21-22-31
IV. Итог урока:
- Сегодня мы научились составлять формулу сказки; узнали, как определяется жанр народной волшебной сказки.
V. Комментприи оценок.
VI. Домашнее задание: прочитать сказку "Морской царь и Василиса Премудрая". Сочинить свою сказку, используя "карты Проппа", составить её формулу (по желанию).
Урок 2. Два мира волшебной сказки. Особенности языка народной сказки
Цели:
1.Образовательная: рассказать о двух мирах волшебной сказки, об особенностях языка народной сказки; определить формулу сказки "Морской царь и Василиса Премудрая".
2.Развивающая: формирование у детей умения слушать и воспринимать речь учителя, развитие логического и образного мышления учащихся; обогащение знаний школьников, развитие устной речи учащихся.
3.Воспитывающая: развитие гуманности, духовности, нравственных и эстетических качеств учащихся, привитие любви к чтению.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: наглядный, словесный, поисковый, проблемный, игровой.
Умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся:
Учащиеся должны знать особенности языка волшебной сказки.
Учащиеся должны уметь пользоваться схемами волшебных сказок и составлять формулу сказки.
Оборудование: тексты сказки "Морской царь и Василиса Премудрая". Карточки со сказочной ситуацией (функцией) – "карты Проппа". Схемы "Два мира волшебной сказки" (см. приложение 2).
Ход урока:
I. Организационный момент: приветствие, сообщение темы и цели урока.
II. Проверка домашнего задания: учащиеся по желанию читают свою сказку, определяют её формулу, ученики раскладывают карты в определённой последовательности.
III. Знакомство с новым материалом
1. Учащимся раздаются схемы "Два мира волшебной сказки". Ученики изучают схемы и слушают учителя:
- Филолог, исследователь русского фольклора и русской народной сказки В. Я. Пропп, в своей работе "Морфология сказки" определяет особенности сюжетов волшебных сказок, их общую сюжетную основу: "Действие начинается с того, что происходит какое-то несчастье и герой, чаще всего молодой человек, отправляется из дома. Он уходит наугад, не зная ни пути, ни цели. В пути он встречает волшебных помощников, это старики или старухи, которые указывают ему путь, или животные, которые в благодарность за помощь, оказанную им героем, помогают ему попасть в иную страну, "тридесятое царство". Там он встречается с похитителем, происходит бой с ним, и герой, иногда с помощью волшебных помощников, побеждает своего врага. Затем он возвращается домой и награждается, чаще всего, женившись на своей избраннице".