Как вы уже знаете, сказки сочинялись людьми очень давно, в те времена, когда человек искренне верил в чудеса, считал, что мир населён, кроме него, другими живыми существами. Он думал, что природа, окружающая его, - живая, что каждый зверь, каждое дерево или цветок имеют душу и разум, живут своей жизнью. Более того, наш прадед думал, что эта жизнь - общая, что с живой природой можно общаться, что она может либо помогать человеку, либо мешать ему. Если он делает что-то не так, природа может гневаться на него, и гнев этот бывает страшным. Люди в те времена надеялись на чудесное вмешательство сил природы в дела человека, и всё это нашло своё отражение в сказках, которые сочинялись именно в то далёкое время. Надежда людей на помощь могущественных сил природы в добрых делах человека, на справедливость этих сил, на победу добра воплощается в счастливых концовках сказок, в обязательной победе над злом простого, но доброго и трудолюбивого человека. Поэтому все сказки заканчиваются хорошо, а главные герои их, незнатные и не очень красивые, получают награду за свои добрые дела.
Почему у разных народов есть сказки с похожими чудесами или чудесными превращениями, например, сказки о Золушке. Вера в чудо, и не просто в чудо, а в жизненную справедливость, всегда была у людей, у всех людей, независимо от того, в какой стране они жили.
2. Фронтальная беседа с классом.
Учитель раздаёт карты детям, они их рассматривают, обмениваются карточками. Затем по очереди читают записи на них.
- Ребята, определите, что названо на карточка?( названы сказочные события).
3. Рассказ учителя о "картах Проппа":
- Учёный В. Пропп, исследовавший волшебные сказки, обнаружил, что волшебные сказки строятся из набора сказочных ситуаций. Это ситуации-кирпичи, с помощью которых создаётся здание сказки. "Карты Проппа" - это названия сказочных ситуаций. Вот некоторые из них:
- Иван-царевич, солдат – герои;
- злой царь, змей, мачеха – антагонисты или вредители;
- покойный отец, звери, помощники, дарители.
- Вредительство–похищение человека, околдовывание.
- Отлучка – уезжают старшие, смерть родителей.
- Запрет – не заглядывать в чулан и тому подобное.
- Испытание героя – может ли он попасть в мир иной, способен ли применять магические умения.
- Первое испытание - проверка героя, знает ли он правила поведения в новом мире.
- Герой получает волшебное средство после встречи с дарителем.
- Ликвидация беды – основное испытание героя.
- Дополнительное испытание – узнаваниие героя. Выясняется, кто на самом деле совершил подвиг, посрамляется ложный герой, самозванец.
4. Определение последовательности событий в сказке "Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо" с опорой на "Карты Проппа" (сказка прочитана в классе ранее, тексты на партах):
1.Трое сыновей покидают дом для борьбы с Чудом-Юдом.
2.Дедушка-даритель рассказывает, как найти мечи булатные.
3.Герои находят мечи булатные.
4.Встреча с бабушкой-помощницей. У неё переночевали.
5.Герои оказались у реки Смородины, у Калинова моста.
6.Дозор старшего брата (ложный герой).
7.Иван и змей вступают в борьбу.
8.Иван одержал победу.