Также в этот возрастной период, в системе межличностных отношений ребенка с другими людьми – со взрослыми и сверстниками – у него возникает и развивается сложная гамма чувств, которые охватывают его как уже социализированного человека [9]. Это, прежде всего самолюбие, выражающее стремление ребенка не только к самоутверждению, но и к соперничеству с другими людьми. Чувство ответственности, которое представляет собой способность ребенка понимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве нормативам. Наиболее интенсивно это чувство развивается в условиях учебной деятельности. Кроме того, позитивным качеством социального развития ребенка является его расположение к другим людям, которое при непосредственном общении выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в развивающейся у ребенка способности к сопереживанию [39].
Ведущей в этом возрасте становится учебная деятельность. Учебная деятельность представляет собой такую деятельность, которая направлена на самого учащегося. Младший школьник учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний. Именно данная деятельность определяет все важнейшие изменения, которые происходят в развитии психики детей на данном возрастном этапе. У детей появляются новые обязанности, связанные с учебной деятельностью. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. Но если с приходом ребенка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности это может привести либо к тому, что он, в самом деле, быстро включится в учебную деятельность (что бывает только в том случае, когда готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед сложными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относиться к школе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе, поэтому в начальной школе урок всегда должен вестись живо, эмоционально.
Важнейшим признаком правильно организованной учебной деятельности является мыслительная активность учащихся. Она проявляется в целенаправленном анализе и синтезе, обобщении, систематизации учебного материала. Интенсивному развитию мыслительной активности способствует соблюдение ряда обязательных условий:
– систематичность нарастания трудности учебной работы;
– разнообразие учебной деятельности при овладении новым материалом;
– индивидуальный подход к учащимся [9;20].
Учебная деятельность младших школьников развивает высшие психические функции – произвольное внимание, память, воображение. У детей этой возрастной группы небольшой объем произвольного внимания, в основном преобладает непроизвольное внимание, что вызывает необходимость его постоянной активизации путем переключения на разные «объекты». Также они с трудом сосредотачиваются на восприятии «неинтересного» материала, поэтому учителя должны стремиться использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать процесс обучения более занимательным. Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях [15]. Кроме того, внимание детей тесно связано с мышлением, и поэтому им бывает трудно сосредоточить внимание на неясном, непонятном, неосмысленном материале. В I-III классах происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Это связано с общим интеллектуальным развитием ребенка, с формированием познавательных интересов и развитием умения работать целенаправленно.