К самообслуживанию дети приучаются уже с дошкольных лет, и в школе навыки и привычки самообслуживания закрепляются. Это хорошая психологическая основа для привития детям уважения к труду взрослых, понимания роли труда в жизни взрослых и т.д. Психологи отмечают, что дети, приученные к труду и имеющие дома постоянные обязанности, лучше учатся, более дисциплинированны и ответственны [47].
Помимо самообслуживания и выполнения некоторых поручений взрослого воспитательным значением обладает коллективный труд, совместная деятельность со сверстниками.
В младших классах уроки труда, как правило, очень любимы: на них не только отрабатываются трудовые навыки, ручная моторика, но и возможно проявление самостоятельности, творчества. Особую ценность изготавливаемым поделкам придает общественная мотивация (игрушки – на школьную елку, подарки – детям детского сада, вышивку – маме на 8-е Марта и т.п.). Главное психологическое достижение труда младшего школьника – это формирование и совершенствование у детей умения планировать предстоящую работу и находить пути и средства ее реализации, пробуждающие смекалку, сообразительность, креативность ребенка [28].
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. С другой стороны, поступление в школу вызывает новые, специфические эмоциональные переживания, так как свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и детям приходится научиться подчиняться новым правилам поведения и жизни. Школьная пора требует от детей организованность, ответственность, дисциплинированность. Новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается как на здоровье младших школьников, так и на их поведении [24;47]. В первые дни школьной жизни ребенок бывает настолько переполнен новыми впечатлениями, что даже у подготовленных к обучению детей проявляются порой совсем нетипичные для них особенности в поведении. Психологи выделяют ряд факторов, оказывающих влияние на поведение учащихся в начале обучения. К ним относится резкое изменение режима всего дня. Многие дети после занятий предоставлены сами себе, должны самостоятельно распределять свое время, что плохо им удается, дезорганизует и утомляет. Дополнительное утомление создает и то, что с приходом в школу ребенок все время занимается напряженной умственной деятельностью, тогда как в детском саду его день по преимуществу был заполнен увлекательной игрой. Влияют на него также и новые взаимоотношения [39].
Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании, как со стороны учителя и родителей, так и со стороны сверстников. Ребенок младшего школьного возраста открыто стремится получить одобрение своих достижений и как раз в это время складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Мотивация достижения включает два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи. Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть действий ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов [13;15].
Очень важное место в жизни ребенка продолжает занимать игра, которая занимает второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влияет на развитие детей. Становление учебных мотивов оказывают влияние на развитие игровой деятельности. Дети 3-5 лет получают удовольствие от процесса игры, а в 6-7 лет – не только от процесса, но и от результата, т.е. выигрыша. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат; кроме того, развивается мотивация достижения. Игра для ребенка – это практическая имитация его общественной жизни [51, 43]. Именно в игре он готовится к новым социальным ролям. Игра – это специфический вид деятельности, свойственной ребенку, поэтому она не должна устраняться из сферы активной жизни ребенка. Игра развивает психические функции ребенка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами, внимание, память, способствует развитию творческих способностей детей. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, что помогает ребенку не только отдохнуть, но и научиться отличать особенности, разницу игровой и учебной деятельности.