Теоретические основы формирования интереса младших школьников к народной музыке

Современное образование » Развитие интереса у детей младшего школьного возраста к народной музыке в процессе игровой деятельности » Теоретические основы формирования интереса младших школьников к народной музыке

Страница 6

Потребность в игре, как подготовке к труду, как выражению творчества, как в тренировке сил и способностей, как в простом развлечении у школьников очень велика. Известно, что игра является одним из средств оптимизации учебного процесса. Благодаря ей облегчается овладение новыми видами деятельности (учебной, коммуникативной) и разного рода навыками и умениями. Игровое состояние естественно для ребенка. Играя, он осваивает окружающий мир, проявляет к нему свое отношение. В игре, используемой в качестве формы организации учебной ситуации, он чувствует радость учения и хочет учиться [30;38].

Игра выполняет следующие функции.

– Социокультурная функция: игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенке. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное.

– Коммуникативная функция: игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Ребенок учится понимать и уважать других.

– Диагностическая функция: игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?

– Игротерапевтическая и коррекционная функции: в большинстве случаев игры призваны помочь родителям и учителю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений. Игра защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре, как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.

– Развлекательная функция: игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И, чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни [27;38].

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Остается такой же сильной, как у дошкольника, потребность в движении. Часто она мешает ребенку сосредоточиться на уроке, он постоянно испытывает желание подвигаться, походить по классу. Многие дети, сдерживая себя на уроке, проявляют особую подвижность на перемене, причем так усиленно бегают и прыгают, что утомляются и этим снижают свою работоспособность на уроке [44]. Вот почему учитель должен уметь организовывать их досуг, включив подвижные игры на переменах, а также дать им возможность подвигаться и на уроке.

Можно выделить следующие особенности, с которыми встречается учитель музыки в процессе работы с младшими школьниками:

– в этом возрасте ярко проявляется творческое начало, младшие школьники чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании;

– природная активность, вера в свои творческие возможности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация