Общая характеристика диагностики знаний учащихся на основе информационных технологий

Современное образование » Особенности использования тестового метода контроля при обучении математике в старшей школе » Общая характеристика диагностики знаний учащихся на основе информационных технологий

Страница 3
соответствия тестирования оценка

знания ученика

Схема создания теста

выходная информация выходная информация

оценка соответствия

Проконтролировать обучение и оценить знания ученика означает следующее: путем подходящего набора тестов выявить структуру и содержательное наполнение (свойства и отношение) «черного ящика» («черный ящик» - это личностная модель знаний ученика). Подходящий набор тестов удобно разрабатывать по экспертным модулям знаний («белый ящик»). Для этих целей можно воспользоваться методами тестирования сложных систем, в частности алгоритмов и компьютерных программ (методы полного перебора исходных данных, покрытия путем пограничных условий и т.п.)

Самой сложной задачей эксперта по контролю является задача разработки тестовых заданий (Т3), которые позволяют максимально объективно оценить уровень соответствия или несоответствия педагогической модели знания и сформулированной модели знаний у ученика.

В компьютерных тестах необходимо предусматривать тестирование знаний и профессиональных способностей. Как правило, основной задачей педагогического использования компьютерных тестов является определение объема и качества знаний, уровня навыков и умений. примем за основные характеристики обучения для оценивания средств контроля, объем (полноту), системность и прочность знаний и умений.

Объем знаний характеризует результат воспроизводства учеником признаков объекта, необходимых для объяснения его сущности.

Системность знаний характеризует результат воспроизведения учеником сущности связей и отношений нескольких объектов и на их основе целостность организации и функционирования, понимание имеющихся связей между отдельными элементами знаний, логики последовательного выполнения операций.

Прочность знаний и умений описывает результат запоминания, удержания в памяти, сохранения полного, обобщенного и систематизированного знания и, самое важное, их использование для решения задач.

В этой связи с целью построения полного теста (для тестирования всех знаний и умений) представляется полезным выдерживать три принципа :

· полного опроса (построение множества Т3 по всем понятиям и модулям модели знаний);

· покрытия связей (построение множества Т3 по всем взаимосвязям между понятиями, правилами, утверждениями и выводами);

· покрытия алгоритмов и задач (множество Т3 по умениям оперировать с набором понятий, задачи). [21]

В соответствии с этими принципами выделим три класса тестовых заданий :

· информативные тестовые задания;

· аналитические тестовые задания;

· алгоритмические тестовые задания (задачи).

Информативные Т3 предназначены для оценивания фактологических знаний, знания определений и сущности понятий и объектов.

Аналитические Т3 тестируют операционные и аналитические знания (правила, утверждения, теоремы и тп.)

Алгоритмические Т3 (задачи) нацелены на выявление умений использовать аналитические знания в алгоритмах и методах решения задач. Задачи должны соответствовать выделенному понятийному аппарату, являться многоуровневыми, развивать и проверять умения.

Формы тестовых заданий

Контроль и диагностика характеризуются широким спектром методических подходов. Для компьютерной технологии важны формализуемые методики (опирающиеся на формализуемые объекты и формализуемые объекты, и информационные данные).

В психодиагностических методах в первую очередь «формализуют» элементы диагностирующего эксперимента. К ним относятся воздействие на испытуемого (стимулы), ответы (отклики) испытуемого на его воздействие и операции с информацией рожденной реакциями испытуемого на стимулы.

Приведем их характеристики:

Виды тестовых заданий

Виды стимулов (воздействий)

Порядок предъявления стимула

Вербальные

Невербальные

Фиксированный

Переменный

Стандартизирование

Индиви

дуально

ориенти

рованые

Стати

ческие

Динами

ческие

Случайный

С обратной

связью

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация