|
Схема создания теста
выходная информация выходная информация
оценка соответствия
Проконтролировать обучение и оценить знания ученика означает следующее: путем подходящего набора тестов выявить структуру и содержательное наполнение (свойства и отношение) «черного ящика» («черный ящик» - это личностная модель знаний ученика). Подходящий набор тестов удобно разрабатывать по экспертным модулям знаний («белый ящик»). Для этих целей можно воспользоваться методами тестирования сложных систем, в частности алгоритмов и компьютерных программ (методы полного перебора исходных данных, покрытия путем пограничных условий и т.п.)
Самой сложной задачей эксперта по контролю является задача разработки тестовых заданий (Т3), которые позволяют максимально объективно оценить уровень соответствия или несоответствия педагогической модели знания и сформулированной модели знаний у ученика.
В компьютерных тестах необходимо предусматривать тестирование знаний и профессиональных способностей. Как правило, основной задачей педагогического использования компьютерных тестов является определение объема и качества знаний, уровня навыков и умений. примем за основные характеристики обучения для оценивания средств контроля, объем (полноту), системность и прочность знаний и умений.
Объем знаний характеризует результат воспроизводства учеником признаков объекта, необходимых для объяснения его сущности.
Системность знаний характеризует результат воспроизведения учеником сущности связей и отношений нескольких объектов и на их основе целостность организации и функционирования, понимание имеющихся связей между отдельными элементами знаний, логики последовательного выполнения операций.
Прочность знаний и умений описывает результат запоминания, удержания в памяти, сохранения полного, обобщенного и систематизированного знания и, самое важное, их использование для решения задач.
В этой связи с целью построения полного теста (для тестирования всех знаний и умений) представляется полезным выдерживать три принципа :
· полного опроса (построение множества Т3 по всем понятиям и модулям модели знаний);
· покрытия связей (построение множества Т3 по всем взаимосвязям между понятиями, правилами, утверждениями и выводами);
· покрытия алгоритмов и задач (множество Т3 по умениям оперировать с набором понятий, задачи). [21]
В соответствии с этими принципами выделим три класса тестовых заданий :
· информативные тестовые задания;
· аналитические тестовые задания;
· алгоритмические тестовые задания (задачи).
Информативные Т3 предназначены для оценивания фактологических знаний, знания определений и сущности понятий и объектов.
Аналитические Т3 тестируют операционные и аналитические знания (правила, утверждения, теоремы и тп.)
Алгоритмические Т3 (задачи) нацелены на выявление умений использовать аналитические знания в алгоритмах и методах решения задач. Задачи должны соответствовать выделенному понятийному аппарату, являться многоуровневыми, развивать и проверять умения.
Формы тестовых заданий
Контроль и диагностика характеризуются широким спектром методических подходов. Для компьютерной технологии важны формализуемые методики (опирающиеся на формализуемые объекты и формализуемые объекты, и информационные данные).
В психодиагностических методах в первую очередь «формализуют» элементы диагностирующего эксперимента. К ним относятся воздействие на испытуемого (стимулы), ответы (отклики) испытуемого на его воздействие и операции с информацией рожденной реакциями испытуемого на стимулы.
Приведем их характеристики:
Виды тестовых заданий
Виды стимулов (воздействий) |
Порядок предъявления стимула | |||||
Вербальные |
Невербальные |
Фиксированный |
Переменный | |||
Стандартизирование |
Индиви дуально ориенти рованые |
Стати ческие |
Динами ческие |
Случайный |
С обратной связью | |