Исходя из указанных особенностей учеников VII-IX классов, можно сказать, что для учащихся этого возраста тестовые задания должны быть, как правило, заданиями закрытого типа – с выбором правильного ответа из четырех предложенных, на восстановление соответствия и на установление правильной последовательности. Также им могут быть предложены задания открытого типа. Вопросы к тестовым заданиям должны быть коротко и четко изложены, в ряде случаев могут прилагаться чертежи.
Перед первым проведением тестирования с тестовыми заданиями на восстановление соответствия и установлении правильной последовательности учащимся необходимо дать пробную инструкцию к выполнению этих заданий.
Все тестовые задания для учащихся VII-IX классов должны быть представлены и выполнены на компьютере. В возрасте 16-17 лет (учащиеся X-XI классов) идет лишь совершенствование всех процессов, поскольку основное развитие произошло до старшего школьного возраста.
Школьники старших классов имеют более значимые мотивы для длительного удержания внимания (у них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, и подходят они к этому весьма сознательно). Причем внимание удерживается ими не только при показе учебного материала, но и при его объяснении, а так же при изложении теоретических вопросов. Если для школьников младших и средних классов ведущим фактором, организующим внимание, является форма учебного материала, то для старшеклассников важной становится и содержательная сторона этого материала.
В этом возрасте продолжается развитие абстрактно-логического мышления. Развитие памяти в старших классах связано с освоением школьниками приемов анемической деятельности, т.е. приемов, способствующих запоминанию теоретического материала (запоминание с помощью ассоциаций, предварительно составленного плана, выделение опорной информации и т.п.)
Таким образом, тестовые задания для учащихся V-XI классов могут быть заданиями как закрытого, так и открытого типа всех видов. Все тестовые задания должны быть представлены на компьютер, а вопросы к тестовым заданиям должна быть коротко и четко изложены. Особое внимание следует обратить на то, чтобы задаваемые учащимся тесты отвечали требованиям теста, предлагаемого для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) [6]
Методы анализа сложности тестовых заданий
Анализ сложности тестовых заданий можно провести различными методами.
Среди методов оценивания показателей сложности ТЗ выделим экспертный, статический, аналитический, социологический.
Экспертный метод – осуществляется группой экспертов – специалистов, компетентных в предметной области, на базе их опыта и интуиции. Применяется, когда задача не может быть решена никаким другим способом или другие способы являются более трудоемкими и менее точными. Рекомендуется применять при определении показателей информативности, понятности, оценки интерфейса и т.п.
Статический метод – предполагает измерение или учет выделенных показателей качества и формирование оценок методами статистики.
Аналитические методы – базируются на математических моделях, связанных с моделью знаний, семантическим графом.
Социологический метод – основан на обработке анкет – вопросников.
Рассмотрим более подробно экспертно – статический метод.
Один из подходов оценивания сложности тестовых заданий состоит в предварительном выставлении экспертных оценок и последующей корректировке этих оценок по статическим результатам проведенного экспериментально тестирования.
Этот способ чаще используют, когда априори экспертные оценки сложности носят сугубо субъективный характер и не учитывают особенности контингента учащихся, условия тестирования. Тогда окончательные итоги тестирования подводят на основе статической обработки их результатов. [8]
Для создания тестов по предметной области разработаны и разрабатываются специальные инструментальные программы – оболочки, позволяющие создавать компьютерные тесты путем формирования базы данных из набора тестовых заданий.
Инструментальные программы, позволяющие разрабатывать компьютерные тесты, можно разделить на два класса: универсальные и специализированные. Универсальные программы содержат тестовую оболочку как составную часть. Среди них Адонис (Москва), Фея (Томск), Linknay. Специализированные тестовые оболочки предназначены для формирования тестов. Это Аист, Тестум (Москва), I-Know (Иркутск), Тест (Красноярск) и др.
Порядок создания компьютерных тестов и проведения тестового эксперимента можно представить как последовательность следующих этапов:
В большинстве случаев тестовые оболочки (ТО) построены на принципах однозначного распознавания ответов тестированного: выбор, шаблонный ответ, конструирование ответа. По математическим дисциплинам, необходимо решать проблему распознавания вариантов ответа.