Вторая задача, решаемая на консилиуме в ходе обсуждения конкретного случая - разработка стратегии сопровождения данного ученика. Прежде всего, участники оговаривают содержание сопровождающей работы: какого рода помощь требуется школьнику, каким конкретным содержанием желательно наполнить развивающую работу с ним, какие его особенности должны быть обязательно учтены в процессе обучения и общения. Следующим шагом будет обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной параллели, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне школы. В соответствии с этим они определяют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметниками, а также социально-диспетчерскую деятельность.
Таким образом, деятельность консилиума по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последовательных вопросов:
· Каков психологический, педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования?
· Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?
· Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?
· В каких формах, и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик и классный руководитель?
· Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией?
· Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность?
Ответы на все поставленные выше вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля.
Работа консилиума с индивидуальным случаем заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума, в котором находят свое краткое описание ответы на основные из выше приведенных вопросов. Приведем возможную форму такого заключения.
Ф.И.О. ученика, возраст и класс
Участники консилиума
Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования:
Актуальное состояние: _
(описание)
Наличие отклонений и особенностей развития: _
(описание)
Содержание сопровождающей деятельности и ее предпочтительные формы:
Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума:
Участник Содержание Сроки проведения
консилиума и форма работы
Содержание консультативной деятельности участников консилиума:
Участник Содержание Сроки проведения
консилиума и форма работы
Содержание социально-диспетчерской деятельности участников консилиума: _
Участник Содержание Сроки проведения
консилиума и форма работы _
Дата заполнения:
Подписи участников:
Например:
Ф. И.О. ученика: Магомед К., 1 класс "А"
Дата рождения: 9 сентября 2003г.
Дата обследования: февраль 2010
Феномен развития на момент проведения обследования:
У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учебной задачи, часто и быстро отвлекается, на уровне остального класса не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учебная мотивация достаточно высокая. Отношения с одноклассниками доброжелательные, с учителями в общение практически не вступает: выглядит стеснительным, робким. Тревожность высокая, самооценка не устойчивая.
Наличие отклонений или нарушений в развитии:
Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психической активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений ("педагогическая задержка"). Причины - парциальные нарушения интеллектуального развития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки (в настоящее время живет с родителями).