Экспериментальная работа по изучению уровня нравственного опыта учащихся начальных классов

Современное образование » Природа как средство формирования нравственности младшего школьника » Экспериментальная работа по изучению уровня нравственного опыта учащихся начальных классов

Страница 2

При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии:

- степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся;

- обобщенность знаний; их глубина и широта;

- степень устойчивости.

База исследования - 3 класс школы № 8 СКО (26 человек)

Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.

О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

Кроме того, на уроках познания мира учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

Как обычно ведет себя ответственный человек?

Как обычно ведет себя безответственный человек?

Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

Показателем того, что испытуемые имеют относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть. В данную группу вошли 12 учеников 3 класса. В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме.

Школьники, у которых знания, отношения и способы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем нравственного опыта, могут быть отнесены к группе с оптимальным (средним) уровнем нравственного опыта. Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка. Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта. Таких учеников в классе 8 человек.

Самая немногочисленная группа – школьники с высоким уровнем нравственного опыта. Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм (6 человек).

Наглядно соотношение уровней нравственного опыта у учеников класса можно показать в виде диаграммы (рисунок 1)

Рисунок 1 – уровни нравственного опыта учеников 3 класса до коррекционной работы

Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм.

Определить уровень нравственного опыта – это база для дальнейшего его формирования. Формирование ответственности с группой детей с низким уровнем нравственного опыта проводилось по следующим направлениям:

- организация взаимной деятельности учащихся на уроках познания мира;

- анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных заданий на уроках познания мира с нравственной точки зрения;

- организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной работы.

Доброжелательность формировалась следующим образом:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация