Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой одна из важнейших мер охраны природы.
Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения.
По познанию мира проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.
Не так это легко – научить учащегося замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель.
Хочется обратить внимание на сочетание различных форм организации работы. Как правило, учащиеся до четвертого класса активно занимаются в кружках с природоохранительной тематикой. Разработка экологически грамотных проектов устройства школьного участка, экологической тропы, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении их с привлечением школьников способствуют формированию у младших школьников любви к природе родного края, бережному, внимательному отношению к ней.
Приложение 1
Формы и методы организации занятий в начальной школе по передаче знаний о природе родного края, формированию чувства любви и уважения к природе
Приложение 2
Экологические ситуации
Ты пришел в гости к природе.
Есть такие хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе, - не делай ничего такого, что счел бы неприличным сделать в гостях». Как понять эти слова? Какой смысл вы, ребята, вкладываете в это высказывание?
Итак, ты пришел в гости к природе. А зачем?
Чтобы услышать пение лесных птиц?
Чтобы увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика?
Чтобы раскрыть для себя новую загадку природы, которая так щедра на загадки.
Чтобы полюбоваться ее красотой.
Чтобы насладиться свежим, душистым воздухом.
Набрать в лукошко лесных ягод, орехов, грибов.
Да мало ли зачем ты пришел в гости к природе! Но не забывай: ты в гостях! Ты – в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняй их! Что же это за правила?
Начинай с самого начала: ты едешь в гости в лес. Ты стоишь у кромки леса, сейчас ты оглядываешься и выбираешь направление, куда идти? Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядываются стволы белых берез. Там, наверное, очень светло и уютно! Решение принято и ты (один или со своими друзьями) начинаешь свое движение к выбранному уголку прямо напрямик – по лесным травам и невысоким лесным кустарникам.… Но – стоп! Что–то ты сделал неправильно, не так. Так в гостях не ведут!
Заметили ли вы, ребята, допущенную ошибку? Нет? Все правильно? Так и надо шагать по лесу, где хочу и куда хочу?
Тогда послушайте еще одно изречение, которое, может быть поможет вам исправить допущенную ошибку: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню».
Теперь вам понятно, что за ошибку совершил гость природы? Да, слой почвы в лесу очень тонкий и его легко победить, утрамбовать. А заодно и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей. В своей книге «Мы и они» писатель-натуралист М.Пришвин пишет: