улучшение социального статуса развивающейся личности.
- профилактика возникновения проблем развития ребенка, способных деформировать характер;
- сохранение естественных механизмов развития личности.
Принципы социально - педагогического сопровождения исходят из следующих положений:
активная позиция ребенка: главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;
- «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
- автономность: специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовать свою деятельность как особую практику, со своими ценностями и целями, которая при этом является неотъемлемым элементом образовательной системы; специалист системы сопровождения не подменяет деятельности других субъектов учебно-воспитательного процесса, но координирует свою работу с ними в решении приоритетных задач развития ребенка;
непрерывность и преемственность: обеспечение сопровождения ребенка на всем периоде его обучения в образовательном учреждении, и преемственность в решении задач сопровождения с учетом специфики задач развития в соответствующем возрасте; организация преемственности в работе специалистов дошкольного, общего, начального профессионального образования, специализированных центров и служб по сопровождению ребенка;
- комплексность: соорганизация различных специалистов в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских специалистов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
- превентивность: необходимо обеспечить переход от реагирования на уже возникшие проблемы, к предупреждению возникновения проблемных ситуаций [13, 112].
И.Трус определены функции социально-педагогического сопровождения подростка. Они таковы:
Восстановительная функция. Она предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростков до появления у них акцентуаций характера.
Компенсирующая функция. Эта функция проявляется в формировании у подростков стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.
Стимулирующая функция. Данная функция выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у подростков.
Корректирующая функция Она заключается в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые произошли у подростка с возникновением акцентуаций характера.
Социализирующая функция. Она направлена на предоставление возможностей подростку для социального развития и социального познания, формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности [37, 24].
Подросток группы риска нуждается в особой форме сопровождения. Учеными разработана следующая последовательность мероприятий технологии социально-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска:
1. Диагностика личностного развития ребенка (клиента).
Нахождение первичного контакта с клиентом. Создание позитивных отношений «взрослый-ребенок». Принятие клиента, создание доверительных отношений. Включенное наблюдение за ребенком.
Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка.
Индивидуальные маршруты сопровождения строятся поэтапно:
Первый этап - диагностический, выявление особенностей межличностного общения подростка в многодетной семье, определение степени удовлетворения базовых потребностей подростка, выявление реализации потребности в самоактуализации подростка.
Второй этап - апробация возможностей построения ситуаций двух видов: индивидуального взаимодействия и посредничества. Эти ситуации, решающие множество задач, позволяют осуществить поиск наиболее адекватных форм контакта.
Третий этап - основной, связанный с углублением контактов социального педагога с матерью и детьми.