Эти условия находят свое отражение в понятии «воспитательный потенциал семьи», который трактуется как статистическая характеристика жизнедеятельности семьи, включающая совокупность различных ее потенциальных возможностей, отражающая способность семьи самостоятельно решать возникающие проблемные ситуации. С психолого-педагогической точки зрения - это знания, навыки, умения, мотивы, качества, стиль поведения каждого члена семьи в области внутренних отношений.
На основе анализа литературных источников выявлены сущностные характеристики многодетной семьи, проанализирован ее воспитательный потенциал, который имеет ряд позитивных и негативных факторов.
Особое место в структуре воспитательного потенциала многодетной семьи занимает специфика отношений между старшими и младшими детьми. Она состоит в том, что подростки могут выступать в роли «родителей» младших детей. Такая позиция может влиять на формирование личности как в позитивном (формирование у младших чувства сопричастности и доверия, у старших - чувства собственного достоинства и ответственности), так и в негативном плане (тревога старших по поводу того, что младшие отнимают у них любовь и внимание родителей, формирование чувства ревности и зависти).
По всей совокупности причин и факторов, которые могут вызвать семейное неблагополучие по отношению к подростку в многодетной семье, определяющими являются субъективные факторы психолого-педагогического свойства, т. е. нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, обусловленные дефектами воспитания, психолого-педагогической неосведомленностью родителей.
Многодетная семья и подросток в ней испытывают потребность в социально - педагогической поддержке и сопровождении, направленном на реализацию их собственного потенциала и обеспечение активной субъектной позиции.
Подробный анализ проблемы социально-педагогического сопровождения, показал, что это понятие тесно сопрягается с понятием поддержки, но не тождественно ему. Сущность сопровождения заключается в обеспечении условий для личностного роста ребенка, помощи ему в процессе вхождения в зону ближайшего развития, в создании условий для успешной адаптации к условиям его жизнедеятельности, в предупреждении и преодолении проблем его развития. Целью социально-педагогического сопровождения является формирование у ребенка способности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях его жизненного становления.
Специфическая особенность сопровождения подростка из многодетной семьи заключается:
- в расширенном поле субъектов сопровождения (взаимодействие в подсистемах подросток - родители, подросток - сиблинги);
- многовариативности и своеобразии коммуникативных связей в семье;
- в необходимости учета проблем подростков, обусловленных очередностью их рождения.
Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи конструируется как последовательность специально планируемых ситуаций:
индивидуального взаимодействия «социальный педагог - подросток», «социальный педагог - члены семьи», нацеленного на установление контакта и выявление проблем подростка;
посредничества, направленного на преодоление выявленных противоречий посредством актуализации возможностей подростка и воспитательного потенциала его семьи;
прогнозирования, связанного с предугадыванием конфликтной ситуации и выстраиванием возможных путей ее предупреждения.
В рамках технологии сопровождения подростка из многодетной семьи, осуществляется посредническая деятельность социального педагога направленная на создание ситуации эмоционального сопереживания матери и ребенка и обеспечивающая информированность родителей о специфическом протекании подростковости в условиях многодетной семьи, что способствует актуализации ее воспитательного потенциала.
Технология сопровождения выстраивается как цепочка ситуаций индивидуального взаимодействия и посредничества. Индивидуальные маршруты сопровождения состоят их нескольких этапов:
Первый этап – диагностический;
Второй этап - апробация возможностей построения ситуаций;