Третий этап - основной;
Четвертый этап – прогностический;
Пятый этап - контрольный, где происходит выявление результативности мероприятий сопровождения.
В настоящее время остро стоит потребность в социально- педагогической поддержке детей и подростков в семьях мигрантов, которые в большинстве своем являются многодетными и имеют свою специфику. В педагогике не разработана методика работы классных руководителей с многодетной семьей, не раскрыты характеристики воспитательного потенциала многодетных семей разного типа. Данные вопросы являются перспективными для дальнейшего изучения.
Учеными и практическими работниками в области педагогики, психологии, социальной педагогики предлагаются методики и технологии оказания помощи подростку в процессе социализации, которые включают в себя следующие формы работы: индивидуальные и групповые беседы; тренинги, создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций; ролевые игры; рекомендации для чтения специальной литературы.
Многодетная семья может реализовать свой воспитательный потенциал наиболее эффективно при осуществлении социально-педагогической поддержки и сопровождения, направленных на реализацию собственного потенциала многодетной семьи, обеспечение ее собственной субъектной позиции в обществе.
Приложение 1
Рекомендации по воспитанию подростков в многодетной семье с учетом очередности их рождения
Необходимо учитывать, что общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Недопустимо обязывать подростка проводить досуг только в обществе братьев и сестер. Каждый подросток должен иметь возможность иметь свой круг друзей и свободное время для общения с ними.
Подросток первой очереди рождения
Не отягощайте старшего подростка ответственностью за младших детей.
По возможности предоставьте подростку личное пространство и время, чтобы он имел возможность приглашать к себе своих друзей и знакомых.
Подросток второй очереди рождения
Поддерживайте самобытность вашего ребенка. Не пытайтесь сравнивать его с другими.
Помогите подростку найти сферу деятельности, где бы он смог проявить свою индивидуальность.
Содействуйте реализации присущего среднему ребенку в семье духа соперничества в игре, спорте, общественно-полезной деятельности.
Подросток третьей очереди рождения
Необходимо показывать подростку, являющемуся младшим в семье, что его дела, проблемы и достижения так же важны и значимы для родителей, как и проблемы других детей.
Необходимо одобрять, поощрять и стимулировать самостоятельность младшего подростка.
Приложение 2
Рекомендации родителям по профилактике конфликтов между детьми в многодетной семье
Необходимо учитывать, что причина соперничества детей в многодетной семье - борьба за любовь родителей. Дети должны осознать, что им не нужно прилагать особых усилий, чтобы заслужить родительские любовь и внимание. Для этого им просто нужно быть самими собой.
Уделяйте индивидуальное внимание каждому ребенку (каждый ребенок должен знать, что определенный час принадлежит только ему, мама поговорит с ним, почитает ему книгу, сходит с ним в парк и т.д.)
Прием: "Час звезды". "Звездой" объявляется один из подростков (по очереди), и в объявленный час он обладает всеми привилегиями, ему предоставляется первоочередное слово, все проявляют к нему внимание, за ним право выбора телепередач, семейных игр и т.д. Основная цель - удовлетворить потребность каждого ребенка во внимании и признании. Все дети имеют возможность упражняться, с одной стороны в уступчивости, с другой стороны в ответственности за организацию деятельности остальных членов семьи. Недопустимо ставить детей друг другу в пример, так это, с одной стороны, приводит к появлению ощущения меньшей значимости в глазах родителей, понижению общей самооценки у того подростка, которому приводят в пример его брата или сестру и вызывает зависть и ревность, с другой стороны может стать основанием для появления чувства превосходства и желания доминировать в подсистеме «дети-дети» у того ребенка, которого предлагают в качестве образца.