- маленький макет пустыни с настоящими кактусами, песком и глиняными пресмыкающимися и птицами;
- макет «Скалистые горы» (картонная конструкция в большой коробке, ткань с гипсом, пластилиновые звери, рисованный задник, «работающий» гейзер - - спринцовка, вставленная в дно коробки, залитое монтажной пеной); асплениум нидус
- макет «Побережье Аляски. Птичий базар» (мятая крашеная бумага на оргалитовом основании, пенопластовая скала, гнезда из ниток, птицы, собачьи упряжки, морские животные из пластилина);
- стенды-коллажи «Ярусы жизни в океане», «Ярусы тропического леса», «Высотная поясность», «Тропические бабочки и жуки», «Происхождение аквариумных рыб», «Происхождение комнатных растений»;
- выставка самодельных карт материков;
- выставка «Пойманные животные» (подборки листов по материкам с описанием животных);
- живописные работы на темы путешествия;
- сшитые и принесенные из дома игрушки-звери;
- выставка комнатных растений - уроженцев тропиков и пустынь;
- небольшие авторские макеты;
- выставка книг о природе.
Представители команд готовятся вести экскурсии по «музею». Желающие подбирают звуки природы с кассет и записывают фонограмму, которая будет звучать в музее.
Если дизайн-проект такого масштаба неосуществим или по каким-то соображениям не привлекает учителей, можно ограничиться его частями или заменить, например, настольным макетом зоопарка, населенного пластилиновыми зверями.
Подготовка финала. Такой музей просуществует совсем недолго. Тем более важно продумать с детьми, что может происходить в музее с посетителями, чтобы зоопарк-музей действительно был им интересен. Выстраивается целый сценарий. В этой работе роль учителя, с одной стороны, - дать возможность детям предлагать свои разнообразные варианты, с другой - учить отбирать варианты, реальные для осуществления, оригинальные по форме, представлять пространство, о котором говоришь, и т. п. Особое внимание следует уделить, на наш взгляд, умению представлять себя в позиции другого человека, в данном случае посетителя музея.
Так рождается идея интерактивного освоения музея через игры. Идея предлагается учителем, но, поскольку в каждодневном учебном опыте многое делается через игру, она быстро подхватывается детьми. Возникает еще один локальный проект «Настольные игры для дня открытия музея». Учитель предлагает детям принести из дома любые настольные игры. На уроке дается время рассмотреть их и выделить несколько типов игр. Команды докладывают результаты анализа. Учитель по ходу обсуждения представляет сказанное в виде схемы на доске. Дается задание на дом: придумать эскиз варианта игры одного из типов (по выбору) по сюжету путешествия. Причем главная задача - придумать правила игры так, чтобы играющим надо было бы воспользоваться экспозицией музея. В дальнейшем правила обсуждаются в малых группах, вносятся поправки. Лучшие игры дорабатываются с помощью учителя изо.
Параллельно на уроках музыки и во второй половине дня с группами детей готовятся музыкально-пластические композиции «Змея», «Рыбки», «Кенгуру», которые ребята показывают в день открытия музея.
В подготовке финала проекта дети имеют возможность из большого спектра деятельностей выбирать те, которые сообразны их индивидуальным особенностям и пристрастиям. Может осуществляться выбор приоритетной области (изготовление декораций, подготовка вербальной части, музыкально-пластическое творчество), этапа работы (предварительная подготовка «за кадром» или участие непосредственно в действе), роли (проектировщик, исполнитель, организатор), степени самостоятельности в работе.
Подготовка такого действа безусловно затратна для всех участников. Но благодаря широте спектра деятельностей практически каждому ребенку можно обеспечить успех. Ощутить его ребенку, помимо спонтанной реакции свидетелей этого успеха, помогают специальные дипломы-свидетельства с индивидуальным для каждого ученика содержанием, отмечающим его достижения и продвижения, а также специально организованное последействие — рефлексивное обсуждение в командах с учителями, возможно, с родителями. Для того чтобы на последнем этапе добиться масштабного результата, признаваемого всеми, а значит, чувства удовлетворения от проделанной работы, взрослые требования к качеству работы и долю участия взрослых приходится увеличивать. Во время реализации проекта взрослый может стоять в позиции умелого мастера, предлагающего культурные способы работы и критерии ее качества. В отличие от традиционных уроков технологии дети учатся способам работы с разными материалами и инструментами в ходе конкретной комплексной деятельности, часто друг у друга, а не только у взрослого.
Открытие музея-зоопарка. Наш музей был открыт несколько дней. Два дня во время уроков его посещали по специальному расписанию и приглашениям другие начальные классы. Во второй половине дня в свободном режиме приходили другие граждане школы (ученики средней и старшей школы, учителя). А в субботу по инициативе ребят был проведен специальный показ для родителей, заканчивавшийся вручением «начальником экспедиции» каждому именного Свидетельства путешественника с перечнем его особых успехов.