Следующий огромный этап - основное разворачивание проекта. Здесь все действия можно разделить на две группы: собственно движение к намеченному конечному продукту в разных формах и отслеживание происходящего, планирование шагов. Вторая группа действий у нас больше получается как коллективная работа, особенно активно в ней участвуют дети, склонные к планированию, выстраиванию работы, анализу деятельности. Здесь они находят условия для развития этих своих умений, постепенно втягивая тех детей, для которых эта работа менее органична.
Завершается работа презентацией конечного результата проекта.
Этапы развития навыков совместной работы
Групповая работа является для нас одним из основных способов разворачивания целостной жизнедеятельности. В 1—2 классах группы создаются на короткие промежутки времени, под конкретную работу. Основная задача организации групповых работ, помимо выполнения конкретного задания, - учиться выстраивать совместные действия с разными людьми, договариваться разными способами, в разных условиях и рамках, собираться в группы по разным основаниям. Эти задачи не только держит учитель, но он может предъявлять смысл такой работы и детям, включать их в придумывание заданий, усложнение правил сообразно этим задачам.
Кроме того, группа-команда выполняет «охранительную» функцию для детей в тех ситуациях, когда игра-исследование требует риска, смелости, когда необходимо совершить что-то новое, пугающее.
В проекте «Город», помимо исследовательской части (городе вообще, своего в частности), большую долю занимала творческая часть - создание рукотворного города для игрушечных жителей и придумывание его истории и жизни. Здесь уже не требовалось специальной организации групповой работы; периодически необходимость в ней возникала из задач самого проекта. Так, при изготовлении макета на разных этапах детям удобно было группироваться по занятиям (изготовители холма, знаков, деревьев и т. п.) или по фрагментам города (кто делает дом перед магазином, квадрат с театром и т. д.). Исследование отдельных фрагментов города приводит к локальным играм (возможны игры в музей, аптеку, книжный магазин и т. п.). Играем в книжные магазин возникают «профессиональные» группы банкиров кассиров, товароведов. Часть работы ведется в этом проекте индивидуально с обязательным представлением классу - вед! отдельные идеи и проекты надо утрясти в цельный образ города, Проект «Моя семья» - особый с точки зрения совместности. Он более индивидуален ведь речь идет о семье каждого. Итог - музей семейной истории, реликвий, текстов, где каждый уголок класса превращается в чей-то мир. Здесь появляется редкая возможность привлечь родителей к совместной работе со своим ребенком. Особенность темы такова, что взрослый может найти в ней свой интерес рядом с интересом ребенка, а не просто помогать сделать задание. Далеко не всегда родители идут на неформальный контакт. Но тут лед тронулся. Один порылся в семейных архивах или попробовал припомнить и рассказать ребенку семейные истории, другой вместе с ребенком составил семейное древо, третий написал свой текст, а некоторые прислали творения своих рук: салфетку, этюд, семейные фотографии. Для детей это замечательная возможность почувствовать общность с родителями, погордиться ими на людях, выступить в роли связующего звена между школой, где проект задумывается, и домом, где он во многом исполняется.
В третьем классе делается акцент на умении работать постоянной командой. Первый проект - «Дальние страны» в этом смысле переходный. Здесь группа собиралась по принципу общего предмета изучения - определенной страны. Но в процессе работы можно было присоединиться к другой группе - с кем оказалось проще кооперироваться или чья тема заинтересовала, а можно было вообще работать одному.
При этом появилась новая особенность работы — возможность самоорганизации. Что имеется в виду? Предполагалось, что конечным продуктом работы будет выставка листов-коллажей о выбранных странах. Когда проект вошел в фазу подготовки этих листов, были продуманы общие вехи (что там может быть), специальные условные значки рубрик, но при этом оставлена большая свобода группам (что и как делать). В азарте многие дети стали сами выкраивать время в распорядке дня, когда команда могла продолжать работу; иногда они просили учителей учесть эту необходимость, самостоятельно находили помощников в школе, привлекали домашние ресурсы. Хотя для части детей по-прежнему была необходима большая поддержка взрослого и в реальной работе, и в осознании происходящего.
Второй проект - игра в путешествие по миру - следующий этап совместной работы. Здесь первый раз вводится необходимость длительное время (несколько месяцев) находиться в одной и той же группе из 4—5 человек, причем сюжет игры препятствует переходу из одной команды в другую, так как каждая изображает экспедицию на какой-то из материков. Кроме того, у каждого члена группы своя роль-должность (штурман, экономист и т. д.), которая предполагает область особой ответственности каждого и возможность проявить себя в том деле, где ребенок более успешен.