Особенности образовательного процесса в нашей школе

Современное образование » Современные модели организации обучения » Особенности образовательного процесса в нашей школе

Страница 11

Несомненно, и в этом проекте многие задания предполагают индивидуальную работу или работу всем классом. Но обычно индивидуальная и общеклассная работа так или иначе влияют на состояние дел в команде, учитываются как вклад в работу группы. В данном проекте, помимо общего плана действий и индивидуального движения каждого ребенка, появляется план действий команды. Перед детьми стоит задача удерживать коллек­тивный замысел и считаться с ним, совместно, без непосредст­венного руководства взрослого, принимать решения, распределять работу, выстраивать отношения. фикус бенджамина кинки

Сложности возникают с небольшим количеством детей, например для сугубых индивидуалистов тяжела постоянная вклю­ченность в групповое взаимодействие. Здесь на помощь, навер­ное, надо призывать возможности игры, выстраивая сюжет так, чтобы имелся «люфт» для этих детей: например, приключение в пути, из-за которого на время придется отделиться от команды и работать самостоятельно, или особая роль - корреспондента, ученого, предполагающая индивидуальную работу.

Пожелания к материальной среде, в которой может разворачи­ваться такой образовательный процесс. Это должна быть разнооб­разная и насыщенная материальная среда, содержащая по воз­можности:

- большое количество художественной, научно-популярной и справочной литературы, разной по жанрам, темам, уровню сложности;

ТСО школы (видео-, аудио-магнитофон, компьютер, диа­проектор, ксерокс и пр.);

- различные демонстрационные материалы;

- материалы для ручного и художественного труда;

- разнообразные комнатные растения, «экзотические» пред­меты;

- место для принесенных детьми «ценностей», даже если взрослые их таковыми не считают;

- сундук или шкаф с костюмами, деталями костюмов или просто ненужной одеждой.

Среда должна провоцировать ребенка на самостоятельный по­иск нужной информации, небанальное использование предметов и материалов, «превращения», выбор интересного занятия, на по­стоянное переустройство этой самой среды.

В зависимости от конкретных школьных возможностей речь может идти о создании такой среды в одном классе или об использовании различных школьных пространств. Принципи­ально важно, чтобы это были доступные средства. Кроме того, необходимо, чтобы пространство трансформировалось, давая поле детской и взрослой фантазии, побуждая тех и других к творчеству.

Описание игр-проектов

В первом классе жизнедеятельность носит предпроектный характер. Спонтанно возникшая игра, предстоящий праздник, впечатления от совместно прочитанной книги могут стать цент­ром образовательной ситуации.

А со второго класса начинается цепь проектов с единой сю­жетной линией «Земля - мой дом». Возможные темы проектов:

2 класс: «Мы исследуем школу», «Мой дом», «Моя семья», «Мои друзья», «Город»;

3 класс: «Моя страна», «Дальние страны», «Воображаемое путешествие по миру»;

4 класс: «Наша планета», «Космос», «Макро- и микромир», «Иные миры», «Земля до человека».

«Мы исследуем школу»

Это первый проект второклассников (первый класс у нас располагается в здании детского сада). Проект может использо­ваться с изменениями и для первоклассников. Проект рассчитан примерно на две учебные недели.

Одна из его основных задач - помочь ребенку адаптировать­ся к школьной жизни и при этом сразу почувствовать себя ее пол­ноценным гражданином, освоить пространство всей школы, познакомиться с разными людьми, убедиться в их благожелатель­ном отношении. Сам режим выполнения многих работ - в дви­жении, достаточно свободный по темпу, выбору партнеров - очень благоприятен для адаптационного периода.

Дети впервые приходят учиться в большую школу. Буквально в первый день в разговоре с учителем они сами обнаружат необ­ходимость как можно больше узнать о школе, понять, как в ней жить. Вокруг этой проблемы и строится проект. Вместо предмет­ных уроков по единообразному расписанию второклассников ждут разнообразные занятия индивидуально, в командах, целым классом.

Работа начинается в классном кабинете, а потом выплескивается в школу. Возможно внесение игровой интриги: мы превращаемся в разведчиков, следопытов, в этой связи мы заключаем договор о соблюдении некоторых правил и условностей. Исследование школы вполне возможно перемежать с другими видами занятий. Имеет смысл включать в проект организационные дела, например, исследуя школьную библиотеку, получать учебники для класса.

Сначала дети в беседе с учителем выдвигают предположения о том, как устроена школа, какие в ней есть помещения, что в них делают. Здесь и знания, почерпнутые из разговоров родителей, старших братьев и сестер, и личный опыт, если ребе­нок уже бывал в школе, и предположения на основе »здравого смысла», и совершенно фантастические идеи. Все фиксируется учителем на больших листах бумаги. Дальнейшая работа предпо­лагает чередование практической ориентации в школьном прост­ранстве, обсуждения детских версий и прогнозов, углубления в некоторый предметный материал, потребность в котором обна­руживается по ходу проекта. Можно выделить несколько блоков работ, причем в каждом из них конкретные задания могут видо­изменяться, дополняться в зависимости от особенностей класса и конкретной ситуации.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Навигация