Проблема инноваций как основного пути и инструмента обновления всех сфер современной общественной жизни сегодня приобретает все большую актуальность. Вторая половина и конец XX столетия характеризуются как период «глобальных инноваций» во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни, системы образования. С разработкой и использованием инноваций сегодня связывают не только возможности общественного прогресса; «способность к нововведениям признается одним из индикаторов культуры общества» [107, с. 8]. В настоящее время человечество видит в инициируемых и контролируемых инновациях возможности выхода из различного рода кризисов, связанных с негативными проявлениями научно-технической революции и жизни в информационном обществе. Инновации стали знаковым явлением нашего времени.
Этим обусловлено широту значений и аспектов термина «инновации» в современном научном употреблении. Исследования инноваций, их сущности, роли, содержания, форм проявления активно в настоящее время проводятся, кроме технических и экономических наук, в рамках философии, социологии, управления, образования и др.
Само понятие "инновация" впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии.
В начале XX века сформировалась новая область знания - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Наука о нововведениях - инноватика - возникла как отражение обострившейся потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей.
Первоначальное употребление категории «инновация» отмечалось лишь по отношению к социально-экономическим и технологическим процессам, что было обусловлено пониманием инновации как одной из форм проявления научно-технической революции. Это было обусловлено тем, что впервые потребность в научном обеспечении процессов была осознанна в сфере экономики. Возросшая конкуренция между фирмами требовала интенсифицировать процессы их обновления, чтобы получить преимущества в конкурентной борьбе. Одним из следствий стало внимание руководителей фирм и ученых к вопросам обеспечения эффективности изменений. Основоположниками считают немецких ученых В. Зомбарта и В. Метчерлиха, а также австрийского экономиста Й. Щумпетера [69, 214]. На основе исследований виднейшего философа-экономиста И. Шумпетера нововведения стали рассматриваться как важнейшее средство преодоления циклических кризисов. И.Шумпетер описал пять разновидностей нововведений, соответствующих основным экономическим сферам — потребление, производство, сбыт, источники сырья, управленческая организация. И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин "инновация", который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте [214, с. 36]. С этого момента концепт "инновация" и сопряженные с ним термины "инновационный процесс", "инновационный потенциал" и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук.
Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой отрасли расширились и стали охватывать социальные новшества, и, прежде всего, нововведения в организациях и на предприятиях. В 30-е годы в США утвердились термины "инновационная политика фирмы", "инновационный процесс". В 60 - 70-е годы на Западе получают большой размах эмпирические исследования новшеств, осуществляемых фирмами и другими организациями. После «великой депрессии» начала 30-х годов среди американских менеджеров становится популярным термин «инновационная политика фирмы»; содержание этого термина сводится примерно к следующему: фирма может получить преимущества на рынках сбыта и максимализировать прибыль не столько за счет манипулирования ценами, сколько путем постоянного обновления своей продукции.
В ответ на запросы практики в 30-е годы начинаются, а в 60-70-е годы получают на Западе большой размах эмпирические исследования нововведений, осуществляемых фирмами и другими деловыми организациями. Государство, в свою очередь, обнаружило понимание ценности и значения инновационности как одного из главнейших понятий будущего.