Инноватика складывалась как междисциплинарная область исследований на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологии. К 70-м годам наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью.
Исследование основ современной инноватики как сложной разветвленной науки позволяют утверждать, что инновация представляет собой сложное интегративное понятие, выражающее целостную методологическую, теоретическую и технологическую концепцию обновления всех сфер жизнедеятельности человека.
В научной литературе существует большое количество дефиниций инновации, часто заметно отличающихся друг от друга. Существует два подхода к инновации: широкий и узкий. Характерной чертой узкого понимания значения инновации является её сведение к техническим проблемам, чаще всего к внедрению новых изделий и новых технологий. К авторам, таким образом трактующим проблему инновации, относятся Р.Э. Джонстон, Д. Дессен, Д.А. Алле.
При широком подходе инновации — это всевозможные изменения внедрения новых или усовершенствованных решений в технику, организацию, процесс снабжения и сбыта, общественную жизнь и т. д. Основой любых рассуждений относительно понятия инновации является классическое определение этого явления, предложенное Й. Шумпетером, который инновацию определяет как «непостоянное проведение новых комбинаций» в следующих случаях:
- внедрение нового товара, т. е. товара, с которым потребители еще не знакомы, или новой разновидности какого-то товара;
- внедрение нового метода производства, т. е. метода, еще не испытанного практически в данной отрасли производства;
- открытие нового рынка, т. е. рынка, на котором данная отрасль промышленности данной страны прежде не присутствовала, независимо от того, существовал ли до этого этот рынок или его не было;
- овладение новым источником сырья или полуфабрикатов и на этот раз независимо от того, существовал ли уже этот источник или же он только что был создан;
- проведение новой организации какой-либо промышленности, например завоевание позиции монополиста или ее потеря [214, с. 49].
Из этой дефиниции следует технический, экономический и организационный характер инновации. Предметом инновации могут быть: продукт, производственный процесс, а также организация, при условии, что они являются новыми и внедрены.
Комплексность и многоаспектность данного термина привело к необходимости осмысления понятия нового, инновационного с позиций философии, экономики, техники, управления, социологии, педагогики, так как сущностные характеристики инновации проявляются в тесной взаимосвязи разнообразных аспектов, всесторонне описывающих это явление.
Философский аспект инноваций проявляется в осмыслении, прежде всего, её сущности, места и роли в развитии человечества, её положительных и отрицательных проявлений и последствий (Г. П. Щедровицкий, Г. С. Киселев, Р. Ф. Абдеев, М. М. Прохоров) [216, 84, 2, 162]. Главной характеристикой инновации выступает новизна, которая позволяет выделить инновацию по отношению к традиции; тогда инновация определяется как особая ценность (материальная или нематериальная), которая в конкретных исторических, политических, социально-экономических, культурных условиях воспринимается как новое.
Первоначально философское понимание инноваций связывалось с разделением обществ на традиционные и техногенные (инновационные, современные), а также идеей прогресса человеческого общества.
Традиционные общества характеризуются замедленным темпом развития, устойчивыми стереотипами функционирования, приоритетом канонизированных и регламентирующих форм мышления и взаимодействия, нормам, традициям, устоявшимся образцам поведения.
Консерватизм способов деятельности и медленные темпы эволюции отличают традиционные общества от техногенных, инновационных. Важнейшей характеристикой техногенного общества является развитие техники и технологии, которые обеспечивают ускоренное изменение природной среды и постоянное переосмысление традиций, соединенные с трансформацией социальных связей. Активное использование новых возможностей создают внутренние резервы роста и развития техногенных обществ. В техногенном обществе основной ценностью является инновация, а человек понимается как активно-деятельностное существо, которое владеет технологией воздействия на любые объекты реальной действительности [84, с. 210].