Для социальных систем справедливо определение Г. И. Герасимова и Л. В. Илюхиной, которые определяют новое в инновации как ту востребованную обществом и обстоятельствами (потребностями развития) сущность, вокруг которой формируется содержание новшества, принципиально отличное от всех ранее применявшихся в данной системе по степени воздействия на характерологические признаки системы таким образом, что она переходит в заданно ожидаемое состояние (гипотетические прогнозируемое), фиксируя, тем самым, результат инновационного воздействия [44, с. 12].
Такое понимание нового и инновационного указывает на то, что оно может быть выделено только относительно традиционного для определенной социальной, педагогической, организационно-управленческой, экономической системы и её определенного состояния на конкретный момент. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Инновацию необходимо рассматривать в пространстве вполне определённой социальной практики. Возникая как закономерный результат разрешения противоречий общественного развития, инновации глубоко диалектически взаимосвязаны с традициями. Эта связь носит динамическую, социально детерминированную, адаптивную природу. Инновации – это эволюция, восхождение к идеальному через новаторское, базирующееся на традиционном [202, с. 16].
Инновации и традиции - две взаимосвязанные стороны развития культуры, характеризующие наличие в них как устойчивых, так и противоречивых моментов. Так, традиция является характеристикой стабильности, устойчивости, инерционности в культуре. Благодаря традиции человечество усваивает культурный опыт поколений путем воспроизводства идей, ценностей, способов мировосприятия и пр. Система традиций отражает целостность общественного организма.
Следует отдельно выделить взаимосвязь и взаимообусловленность традиционного и инновационного не только в преемственности, развитии и закреплении инновации в традицию, но и в понимании традиции как базовой основы инновационного формотворчества. Именно традиция выполняет в достаточно структурированных гуманитарных системах функцию системообразующей. Как правило, инновация вне оптимализационного контекста, вне системы, недолговечна и случайна, даже если в ней самой заключен определенный потенциал воспитательного воздействия. Научно апробированная инновация органично взаимосвязана с традицией как своеобразным творческим механизмом передачи опыта. Став традицией, адаптировавшейся в определенной системе как её имманентно присущий элемент, творческое развитие самой первоначально инициируемой инновации получает мощный импульс. С другой стороны, культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Универсальной характеристикой любой культуры является единство традиции и инновации. Однако между традициями и новациями почти всегда оказывается догма, доминирующая в унаследованном нами тоталитарном сознании. И путь традиции к инновации, как и обратный путь, нередко лежит через преодоление догмы.
Это в полной мере относится к педагогическим инновациям. В основании диалектики восхождения педагогического опыта от простого к сложному, от элементарного к идеальному, от регрессивного к прогрессивному, от случайного к оптимальному лежит принцип взаимоперехода и развития педагогических процессов и их социально-исторических составляющих. В этой связи развитие педагогической науки и практики можно определить как спираль, где каждый поступательно восходящий к идеальному состоянию виток характеризуется оптимализацией педагогического опыта в определенный социально заданный и идеологически программируемый период [202, с. 17]. В. Е. Гмурман отмечал, что «в педагогической деятельности ничего не повторяется с абсолютной точностью; все находится в непрерывном изменении. Но в связи непрерывных изменений есть и сохраняющиеся взаимосвязи. Именно благодаря повторяемости педагогических задач и ситуаций педагог может обращаться к ранее накопленному опыту» [40, с. 14].
Разрабатывая и реализуя на практике инновационную идею, человек стремится воплотить в жизнь её инновационный потенциал, однако не может исчерпать его до конца, так как ограничен, с одной стороны, имеющимися у него инструментами, опытом, личностными особенностями, а с другой – реально существующими условиями. Поэтому единая идеальная сущность инновации может проявляться по-разному, что обуславливает многообразие возможной инновационной деятельности. Инновационный потенциал при этом может быть охарактеризован как возможности данной идеи-новшества, успешная реализация которой становится местом зарождения новых возможностей. Существенной характеристикой педагогических инноваций выступает и то, что любые, даже самые развитые и эффективные инновационные теории, методы, технологии имеют границы применимости в педагогической деятельности, а поэтому не могут выступать универсальным средством решения педагогических проблем. [85, с. 13].