- закон финальной реализации инновационного процесса,
- закон стереотипизации педагогических инноваций,
- закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций [220, с. 22].
Закон необратимой дестабилизации педагогической среды означает, что любой инновационный процесс в системе образования неизбежно вносит деструктивные изменения в ту среду, в которой он осуществляется. Это приводит к тому, что целостные представления о каких-либо педагогических процессах или явлениях начинают разрушаться; вносится раскол в систему оценок и мнений, что приводит к поляризации суждений о новшестве, его значимости и ценности. Как правило, в последствии оказывается невозможным эти целостные представления восстановить, что ведёт к неизбежным кадровым или духовным издержкам в педагогическом сообществе. Чем значительнее педагогическое новшество, тем основательнее дестабилизация: коммуникативная, теоретическая, практическая, психологическая.
Закон финальной реализации инновационного процесса означает, что этот процесс должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться. Любое жизнеспособное новшество в конечном итоге пробивает себе дорогу, даже если вначале оно предстаёт как совершенно безнадёжное для овладения педагогами или их учениками, руководителями или родителями учащихся. Закон стереотипизации педагогических инноваций состоит в том, что любая педагогическая инновация, даже самая революционная, со временем превращается в банальность, в стереотип мышления или практического действия. Любая инновация обречена на рутинизацию и превращение в барьер на пути других новшеств.
Сущность закона цикловой повторяемости педагогических инноваций заключается в повторном возрождении новшества в иных условиях. Не случайно же говорят о том, что всякое новое - это хорошо забытое старое.
Этими законами не ограничиваются общие и специфические для педагогической инноватики закономерности. Однако названные законы существенны для понимания в целом динамики развития и противоречий инновационных процессов в системе образования.
Таким образом, инновация определяется как целенаправленное изменение в функционировании технологической, технической, экономической, социальной, педагогической системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и элементах системы.
К основным характеристикам инноваций относятся: конкретно-исторический характер в пространстве определённой социальной практики; динамическая, социально детерминированная, адаптивная взаимосвязь с традицией; возникновение на основе творчества; востребованность и оптимальность в конкретных исторических, экономических, педагогических, социальных, политических условиях и определенном уровне научно-технического прогресса; целенаправленность, управляемость, комплексность воздействия и результата; процессуальность; результативность; экономическая, техническая, технологическая, педагогическая, социальная, психологическая эффективность.
Рассмотрение инновации как системы позволяет характеризовать её как динамическую систему, характеризующуюся целостностью, структурностью и внутренней логикой, закономерным развитием и сменой состояний во времени (жизненный цикл) и имеющую тесные взаимосвязи с окружающей средой и традиционным способом решения проблемы. Возникновение инноваций носит закономерный, необходимый характер, определяемый устойчивой совокупностью внешних условий их возникновения, то есть закономерностями развития всей системы.