Инновация как междисциплинарная категория

Страница 7

При этом и в психологии, и в ряде современных педагогических исследований неоднократно подчеркивалась глубинная связь между идеальным и инновационным. Действительно, важно понять, что реальный инновационный процесс внутренне идеален по своей сущности. «Опережая действительность, идеальные категории стимулируют прорыв к новому, способствуют реальному обновлению педагогической теории и образовательной практики. Идеальными по сути выступают все психологические компоненты творческой деятельности: фантазия, догадка, интуиция, предвосхищение, инсайт, функционирующие в единстве с логической стороной анализа исследуемых процессов и объектов» [64, с. 122]. Другой неотъемлемой стороной инноваций выступает их глубокая взаимосвязь с творчеством, которое преодолевает традицию и становится источником развития системы. Исследованием педагогического творчества и взаимосвязи творческой и инновационной деятельности занимались В. И. Андреев, А. В. Морозов, В.И.Загвязинский, В. А. Кан-Калик и др. [8, 133, 64. 80]. Развитие творческих способностей педагога, преодоление стереотипов традиционного мышления, наличие установки на творческое преобразование действительности выступает обязательным условием овладения инновациями и источником инновационной педагогической деятельности. П. Г. Щедровицкий отмечает, что инновация – механизм воспроизводства инновационности и развития; это творческая мыследеятельностная форма, обеспечивающая развитие, а не перенос из одной области в другую тех или иных элементов, блоков, структур, содержаний. Составляющими творческой мыследеятельной формы инновации выступают:

-установка на развертывание творческой содержательной педагогической мыследеятельности и образовательной практики; наличие исследовательского компонента; наличие управленческого (особенно оргпроектирововчного) компонента. [217, с. 59].

По мнению В. И. Загвязинского, новое в педагогике - это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования [64, с. 27].

Обобщая вышесказанное, необходимо уточнить определение инновации как междисциплинарной категории, которая определяется в данном исследовании как комплексное явление, реализующееся в единстве содержательного и процессуального компонентов, характеризующееся новизной, целенаправленностью, результативностью, эффективностью, востребованностью в конкретных исторических, социально-политических, экономических, технико-технологических, культурных условиях, обеспечивающее качественное обновление и развитие технических, социальных, экономических, педагогических систем.

Наиболее часто инновация употребляется как синоним нововведения и инновационного процесса. Нововведение – процесс и результат разработки и реализации новшества в конкретной технической, социальной, экономической, педагогической и др. системе. Инновационный процесс – совокупность процедур и действий, обеспечивающих целенаправленное преобразование новшества в эффективное и результативное нововведение.

В свою очередь новшество – идея, результат прикладных и фундаментальных исследований, теоретических и экспериментальных разработок в какой-либо сфере деятельности, обладающая новизной и содержащая потенциал повышения эффективности технической, социальной, экономической, педагогической и др. системы.

С понятием инновации тесно связано понятие инновационной деятельности. Инновационная деятельность – комплексная деятельность по осуществлению целенаправленного инновационного процесса, направленная на повышение эффективности технических, социальных, экономических, педагогических и др. систем в конкретных условиях.

То есть содержание педагогической инновации сосредоточено в идее-новшестве, которая реализация которой выражается в инновационном процессе, приводящем социальную, техническую, педагогическую, организационную систему к новому заданному состоянию.

Поэтому для понимания сущности инновации её необходимо рассматривать как целостность.

Противоречие между пониманием инновации как процесса и как явления можно разрешить, если рассматривать её с точки зрения системного подхода. Обобщенно инновационная система может быть представлена в следующем виде [206, с. 14]:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Навигация