Прямой перевод слова «инновация» не вызывает сомнения: оно происходит от латинского in – в и novus – новое. В переводе оно означает «обновление, новшество или изменение».
В современных словарях инновация рассматривается через понятия «нововведение», «новшество», «новообразование». При этом под нововведением понимается как нечто недавно введенное, принятое [30, с. 215]; под новшеством – новое явление, обычай, метод, изобретение и вообще что-либо новое [30, с. 218]. Кроме того, термин «инновация» часто соотносится со словами «новообразование».
Большинство современных авторов понимают термин «педагогическая инновация» через процессуальность. Педагогическая инновация в педагогическом словаре определяется как «целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом» [88, с. 112].
В. А. Сластенин считает, что «инновация применительно к педагогическому процессу означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося» [181, с. 25].
Такой же точки зрения придерживаются исследователи В. С. Лазарев и Б. П. Мартиросян, которые полагают, что «инновации – процесс введения новшества в образовательную систему» [106, с. 18].
М.М. Поташник интерпретирует новшество как новый метод, методика и технология, а инновацию - как процесс освоения этого новшества [204, с. 56].
А.И. Пригожин понимает инновацию как нововведение, то есть целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу новые, относительно стабильные элементы. По А.И. Пригожину, нововведение выступает как процесс, то есть переход некоторой системы из одного состояния в другое, и принимает форму управляемого развития [157, с. 29].
Такое же содержание в понятие «инновация» вкладывает Н.Р.Юсуфбекова: «Инновациями следует считать процессы создания новшеств, их осмысливание педагогическим сообществом и использованием в практике обучения и воспитания» [220, с. 20].
Таким образом, большинство исследователей педагогических инноваций определяют их сущность через процессуальность. В этом случае инновация трактуется как понятие, тождественное нововведению.
Нововведение – «целенаправленное изменение, вносящее в педагогическую среду новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного качественного состояния в другое с помощью использования новшеств» [88, с. 211]. Нововведение выступает как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использование новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведёт к определённым качественным изменениям системы и способов обеспечения её эффективности, стабильности и жизнедеятельности. [181, с. 58]. Иными словами, нововведение – процесс внедрения новшества.
Наиболее удачным определением новшества, на наш взгляд, является следующее. Новшество (по Н. Р. Юсуфбековой) – такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет (при освоении новшеств и педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся в данном моменте истории образования и в данной педагогической системе состоянию, развивающее теорию и практику обучения и воспитания [220, с. 35]. То есть в педагогическом смысле новшество – это компонент педагогической системы (новый метод, методика, форма, технология, программа и т. п.), а инновация – это процесс освоения данного компонента, имеющий жизненный цикл от зарождения идеи создания новшества до его широкого распространения. Новшество в таком понимании как бы находится одновременно на внешней границе многих образовательных систем, в которых возможна его реализация, а инновация существует внутри конкретной образовательной системы, освоившей данное новшество. По мнению В. И. Загвязинского, новое в педагогике - это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования [64, с. 68].