Сущность педагогических инноваций и их роль в современном образовании

Страница 6

Рассмотрение педагогической инновации как нововведения, то есть процесса, приводит к необходимости разграничить понятие «инновация» и «инновационный процесс», который широко употребляется в современных исследованиях.

Инновационный процесс чаще всего понимается как «комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств» [204, с. 38]. По мнению А. В. Хуторского, инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение [205, с. 44].

Исследуя содержание инновационных процессов, некоторые ученые (М. С. Бургин и др.) связывают их, прежде всего, с изучением, обобщением, распространением педагогического опыта [32] . Н. Р. Юсуфбекова отдает предпочтение проблеме исследования и разработки педагогических новшеств [220]. В данном исследовании мы придерживаемся мнения, что содержание и механизмы инновационных процессов лежат в плоскости объединения процессов изучения, обобщения, распространения педагогического опыта, который имеет конечной целью создание и внедрение нового в практику. То есть на практике «инновация» и «инновационный процесс» часто являются синонимами.

Отличие в терминах «инновация» и «инновационный процесс» может быть найдено, если рассматривать инновацию как процесс освоения новшества, но не всегда его рождение и разработку (можно осваивать заимствованное средство — методику, программу, технологию и т.п.), а инновационный процесс - как более широкое понятие, отражающее все возможные аспекты теоретической разработки и практического применения инновационной идеи.

Несмотря на то, что многими специалистами понятие «инновационный процесс» выделяется в отдельную категорию, большинство его определений сходно с содержанием понятия «инновационная деятельность». Например, В.А. Сластенин и Л.С. Подымова подразумевают под инновационной деятельностью комплексный, целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы [181, с. 36].

В данном исследовании термин «инновационная деятельность», «инновационный процесс» используется как синоним термина «инновация».

Современные исследователи особо выделяют единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает только процесс обучения, то есть применения какой-либо методики или технологии. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде.

М. М. Поташник отмечает, что инновационный процесс имеет сложное строение, он полиструктурен (многообразен по своей структуре). Автор выделяет следующую иерархию структур:

- деятельностная структура - совокупность компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты;

- субъектная структура - деятельность всех субъектов развития: директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др.;

- уровневая структура - инновационная деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьном уровнях;

- содержательная структура - рождение, разработка и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, управлении школой и т. д.;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Навигация