Процесс выполнения учебного проекта состоял из последовательно осуществляемых этапов: предварительного, исследовательско-практического, проектного, экспериментального, заключительного.
На предварительном этапе определялась проблема в профессиональном образовании или области профессиональной специализации педагога профессионального обучения, решение которой возможно с помощью какого-либо новшества на современном уровне развития науки и практики. Проблема определялась в условиях элемента социально-профессиональной инфраструктуры инженерно-педагогического вуза (кафедры, научно-исследовательских, научно-образовательных, научно-производственных центров и лабораторий), на базе которого созданы условия, имеются необходимые ресурсы для осуществления научно-исследовательской, учебно-производственной, профессионально-педагогической, экспериментальной деятельности, и есть возможности привлечения будущих педагогов профессионального обучения к её осуществлению.
Разрабатываемая в проекте проблема отражала перспективное направление развития производства, экономики, управления, социальной сферы с учетом возможности её решения посредством инновационных разработок и формулируется для студента руководителем инновационной деятельности. При этом в инновационно-педагогической, инновационно-технической, инновационно-образовательной деятельности в условиях социально-профессиональной инфраструктуры вуза могла принимать участие группа студентов в зависимости от масштаба решаемой проблемы.
Затем совместно с руководителем инновационной деятельности индивидуально для каждого студента формулировалась тема учебного проекта, цели, задачи, объект и предмет исследования, а также разрабатывался план будущей инновационной практической деятельности студента.
На исследовательско-практическом этапе осуществлялось исследование студентами опыта или процесса инновационной деятельности.
Если студент проводил исследование уже имеющегося инновационного опыта организации, то он выполнял систематизацию, анализ документации по инновационной деятельности, изучал мнение персонала о нововведениях, исследовал эффективность уже внедренных новшеств, собирал информацию об инновациях в данной сфере деятельности.
Если студент непосредственно участвовал в инновационно-производственной или инновационно-технической деятельности в условиях инновационного подразделения инженерно-педагогического вуза, то он занимался теоретическим обоснованием инновационных разработок, разработкой методического сопровождения процесса внедрения новшества, непосредственно участвовал в разработке, экспериментальной проверке, внедрении, доработке новшества в конкретных условиях, оказывал консультационную помощь, участвовал в оценке, распространении, коммерциализации результатов инновационной деятельности.
Данный этап выполнения учебного проекта предполагал:
- ознакомление обучающегося с деятельностью подразделения в целом;
- исследование обучающимся традиционного решения проблемы, которой посвящена инновационная деятельность;
- исследование обучающимся инновационного решения проблемы, которой посвящена инновационная деятельность;
- исследование содержательных, процессуальных, технических, технологических, организационно-управленческих аспектов внедрения новшества;
- выявление проблем организационного, технического, технологического и иного характера при внедрении новшества, психологического сопротивления персонала нововведению;
- исследование и оценка реальной или прогнозируемой эффективности внедрения новшества, выявление дополнительных перспектив, связанных с данной инновацией.
Собранный на данном этапе материал систематизировался, обобщался, анализировался, формулировались выводы, давалась оценка результатов инновационно-технической, инновационно-производственной, научно-исследовательской деятельности, выявлялась целесообразность освоения исследованного новшества в процессе профессиональной подготовки студентов начального или среднего профессионального образования.
На проектном этапе студент создавал проект учебного занятия или комплекса учебных занятий, которые необходимы для освоения исследованной инновации в процессе профессиональной подготовки.
Для этого он должен обеспечить овладение обучающимися образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования инновационным содержанием профессионального образования с помощью инновационных подходов, принципов, методов, технологий, средств, форм обучения. На данном этапе будущий педагог профессионального обучения самостоятельно определял целесообразность применения тех или иных инновационных средств и способов осуществления профессиональной подготовки, количество и вид учебных занятий.
Содержание учебного занятия должно было отбираться и строиться таким образом, чтобы осветить и традиционное, и инновационное решение проблемы; показать роль новшества в развитии организации; раскрыть экономический, социальный, технологический эффект от его разработки и внедрения.