Результатом проектного этапа выступал проект учебного занятия (занятий), разработанный до уровня использования на практике.
Экспериментальный этап выполнения учебного проекта был предназначен для того, что практически реализовать разработанный план учебного занятия в условиях учреждения начального или среднего профессионального образования. Это необходимо для формирования и развития умений осуществления инновационно-педагогической деятельности.
Педагог профессионального обучения самостоятельно проводил инновационное учебное занятие и осуществлял его анализ и оценку по ряду критериев. На заключительном этапе производилось оформление учебного проекта в соответствии с предлагаемой в методических рекомендациях по разработке учебного проекта структурой работы и требованиями к оформлению. Учебный проект предполагал защиту его результатов, которая преследовала следующие цели:
- определение уровня освоения студентами содержания учебного курса "Инновационная деятельность педагога профессионального обучения";
- выявление уровня теоретико-методологической и прикладной подготовки студента к осуществлению инновационной профессионально-педагогической деятельности;
- определение уровня развития действий. Операций, приемов инновационно-педагогической, инновационно-технической, инновационно-производственной деятельности;
- выявление авторского вклада в осуществление инновационных разработок на базе кафедры. научно-образовательных, научно-производственных, научно-исследовательских центров и лабораторий;
- фиксацию внимания студента на достоинствах и недостатках учебного проекта для их учета в дальнейшей инновационной профессионально-педагогической деятельности. Защита учебного проекта осуществлялась на заключительном этапе прохождения обучения по курсу «Инновационная деятельность педагога профессионального обучения» и являлась обязательным условием аттестации обучения.
Все требования к выполнению, содержанию, последовательности выполнения учебных проектов, а также критерии и показатели инновационно-педагогической, инновационно-технической, инновационно-технологической деятельности педагогов профессионального обучения представлены в методических рекомендациях по выполнения учебного проекта. На третьем этапе – этапе обобщающего эксперимента – был проведен анализ эффективности разработанного процесса подготовки в условиях инновационно-образовательной среды инженерно-педагогического вуза, который включал экспертную оценку готовности будущих педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности (на основе анализа учебной, научно-исследовательской, учебно-производственной деятельности и результатов выполнения учебных проектов) и анализ уровня усвоения знаний при изучении спецкурса. Кроме того, была проведена обработка результатов педагогического эксперимента методами математической статистики; эти результаты подробно описаны в п.3.2.
С целью оценки готовности будущих педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в исследовании выделены три уровня готовности – высокий, средний, низкий (табл. 4).
Таблица 4 Показатели готовности будущих педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности
Уровни |
Показатели |
Высокий |
- высокая мотивация к самостоятельной регулярной инновационной профессионально-педагогической деятельности |
- высокий уровень знаний о сущности, структуре, процессе инновационной деятельности педагогов профессионального обучения | |
- система способов инновационно-педагогической, инновационно-технической, инновационно-производственной деятельности | |
Средний |
- наличие мотивации к самостоятельной эпизодической инновационной профессионально-педагогической деятельности |
- системные знания о сущности, структуре, процессе инновационной деятельности педагогов профессионального обучения | |
- наличие умений инновационно-педагогической, инновационно-технической, инновационно-производственной деятельности | |
Низкий |
- не всегда присутствует мотивация к инновационной профессионально-педагогической деятельности |
- локальные знания о сущности, структуре, процессе инновационной деятельности педагогов профессионального обучения | |
- частные умения для отдельных видов инновационно-педагогической деятельности |