Подходы и проблемы определения содержания образования, включающего использование объекта природы

Современное образование » Объект природы в биологическом образовании подростков » Подходы и проблемы определения содержания образования, включающего использование объекта природы

Страница 1

Одним из основных классиков педагогической науки, заявившем о необходимости непосредственного общения с природой в процессе образования, можно считать Ж.Ж. Руссо, который говорил, что культура (наука, искусство) извращает природу человека. Меняет ценностные установки. Он говорил о пороке культуры - ее искусственности. Свободная и ценная личность - вот содержание того идеала «природы», который Руссо противопоставляет культуре. Он считает, что интуиция - чувство целостного, полноценного может развиться только при общении с природой. Рассудок же порождается культурой, он частичен, односторонен, усвоен.

Руссо защищает от культуры, от механического научения. Обучение (образование) Эмиля проходит на природе, при полном физическом и психологическом комфорте, ученик спрашивает - учитель отвечает, а не наоборот. Идет естественный процесс обучения.

Современный принцип природосообразности, лежащий в основе образования, ставит перед школой задачи по предоставлению условий «…для освоения знаний о природе, обществе, человеке, развития умений и навыков в разнообразных видах деятельности».

В настоящее время выделяют два основных подхода в содержании образования: знаниево-ориентированный и личностно-ориентированный.

Знаниево-ориентированный и личностно-ориентированный подходы в содержании образования

Традиционная педагогика ориентирована на реализацию преимущественно образовательных функций школы. Содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как результаты духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знаниево-ориентированное содержание образования способствует социализации личности, вхождения человека в социум. С этой точки зрения содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Однако знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования, знания выступают абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. При личностно-ориентированном подходе к сущности содержания образования абсолютной ценностью является не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, трудящимся) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие природных, социальных и культурных начал осуществляется в контексте общечеловеческих, национальных и региональных ценностей.

Поэтапное развитие общества дает возможность отследить изменения, происходящие в сфере образования.

Страницы: 1 2 3

Навигация