Наука, ставшая одной из главных культурных ценностей, дала возможность каждой отрасли развиться в самостоятельные предметы. Где опять ценностью является предмет, а не человек работающий с ним. Научно - техническая революция 18-19 в. привела науку, к оформлению массы изолированных друг от друга научных предметов, каждый из которых развивается практически независимо от других. Эти предметы сейчас не только организуют, но и ограничивают мышление исследователей. Приемы и способы мышления, новая техника и новые методы, созданные в одном предмете, не распространяются на другие. В каждом из научных предметов создается своя онтологическая картина, не стыкующаяся с онтологическими картинами других предметов.
Удовлетворяя потребность общества в передачи накопленных знаний, появляется школьный предмет. Школьные знания преподаются согласно выбранной учителем образовательной программы, которая также в разрыв с другими науками заботится о знаниях своего предмета.
Школьнику в результате достаются знания, являющиеся лишь малой частицей от огромного «пирога» науки.
Вступая в школу, ребенок переходит из мира инстинктивных связей и привязанностей, составляющих обстановку семьи, или из атмосферы играющего хора (составляющей существо детского сада) в мир внешне урегулированной общины. [5]. Далее школа начинает выполнять свою задачу - воспитание правового чувства и общественного сознания в человеке.
Содержание образования начинает рассматриваться, как содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность [14].
Основные требования к содержанию биологического и экологического образования
Образовательный процесс, построенный с использованием различных форм (в том числе на основе использования объекта природы), следует ориентировать на основные требования к современному биологическому образованию.
Биологическое образование - важный компонент в системе общего среднего образования. Оно играет значительную роль в решении следующих задач:
- овладение школьниками системой знаний о структурно-функциональных и генетических основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, экосистемах, биоразнообразии, эволюции, что необходимо для осознания ценности живого как уникальной и бесценной части биосферы;
- формирование на базе знаний о живой природе научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; норм и правил экологической этики ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания школьников;
- гигиеническое воспитание, формирование гигиенической грамотности, составляющих основу здорового образа жизни, сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
- развивает в личности учащихся стремление к применению биологических знаний на практике, к участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы [21, с.7].
В последнее десятилетие заметно повысилось внимание к проблеме экологического образования. Среди основных принципов экологического образования, которые можно реализовать при использовании объекта природы в обучении, можно выделить: междисциплинарность, интегративность, всеобщность. Традиционные знаниево-ориентированные подходы, насыщение содержания образования экологической информацией не обеспечивает формирования целостной экологической картины современного мира [6, с.5]. Анализ показывает: в большинстве случаев школьные уроки экологии (даже в школах с углубленным изучением предмета) - это повторение курсов ботаники и зоологии. Крайне редки случаи применения вариативных технологий коммуникативного характера, позволяющих интегрировать экологические знания в систему гуманитарного образования. В традиционной классно-урочной системе учащихся приучают к мысли о том, что на уроке главное - правильные ответы, а их единственный источник - это учитель и школьные учебники. Но за пределами школы учащийся обнаруживает пропасть между полученными таким образом знаниями и даже самыми элементарными экологическими проблемами. Ряд образовательных программ по экологии формируется без учета конкретных проблем, существующих в регионе, и, что особенно важно, без учета интересов, образовательных потребностей и возможностей самих учащихся [28, с.126-131].