В перечисленных играх связи между запоминаемыми и припоминаемыми объектами помогает установить взрослый, который направляет и дает необходимые опоры для воспроизведения.
На третьем этапе можно провести дидактические игры с постоянным усложнением без наглядной опоры, развивая у детей умение самостоятельно организовывать игру, выполнять роль ведущего, выполнять игровые правила.
Целенаправленная работа по развитию зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста невозможна без содружественной работы воспитателей и родителей. Работу необходимо проводить параллельно дома и в дошкольном образовательном учреждении. Для создания у родителей интереса к данной проблеме можно оформить стенд на тему «Что может запомнить Ваш ребёнок». Цель: обратить внимание родителей на развитие памяти своих детей, расширить знания родителей о значении памяти для умственного, физического, психического развития детей. Родителям можно предложить тест, по которому они смогут проверить, насколько хорошо развита зрительная память детей, различные игры и упражнения по развитию зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста, которые они могут использовать в домашних условиях, дать список литературы, где они могут найти необходимую информацию по данной проблеме. Заинтересованность родителей, их участие положительным образом отразятся на развитии зрительной памяти у детей.
Вопросу развития зрительной памяти необходимо уделять внимание с самого младшего дошкольного возраста. Особенности развития зрительной памяти дошкольников изучали многие психологи и педагоги: К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, П.П. Блонский, П. И. Зинченко, З. М. Истомина, А. Н. Леонтьев. Они считали, что возникновение зрительной памяти у ребёнка представляет собой качественно новую ступень развития памяти, которая характеризуется переходом от непроизвольной к произвольной зрительной памяти.
В период дошкольного детства необходимо уделять особое внимание развитию зрительной памяти ребенка, так как именно она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. Память составляет совокупность процессов запоминания, сохранения или забывания ее, а также последующего восстановления.
В психолого-педагогической науке разработаны диагностики, позволяющие выявить уровень развития зрительной памяти. Диагностические методики Урунтаевой, Немова и Каменской можно проводить индивидуально с каждым ребёнком в специально созданных условиях.
Для организации работы нужно учитывать следующие педагогические условия:
1) дидактические: методические приёмы развития зрительной памяти, введения дидактических игр по принципу постепенного усложнения от простого к сложному;
2) психологические: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка и эмоционального настроя детей на участие в дидактических играх.
Для реализации практических задач, сначала надо определить уровень развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста. Для развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста можно использовать дидактические игры, предложенные Л.М. Житниковой, З. М. Богуславской, Е. О. Смирновой, А. К. Бондаренко, Л. В. Фоминой. В дидактических играх перед детьми нужно ставить задачи, которые будут требовать сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. А.В.Запорожец так оценил роль дидактической игры: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей».