В процессе вокальной импровизации можно моделировать определенные особенности музыкального языка (лад, характерные интонации, жанр, определенный ритм). Такая импровизация легко вписывается в середину урока. Это еще один метод освоения музыкального языка.
Тогда, когда вокальная импровизация выполняет функцию закрепления в творческой деятельности определенных особенностей музыкального языка, то обычно она проводится в конце урока, как его кульминация.
Вокальной импровизацией дети должны заниматься с первого класса. Часто в течение одной четверти сочетаются различные виды вокальных импровизаций.
Работа по импровизации на заданный текст начинается с выразительного чтения педагогом текста, с анализа содержания текста, а затем текст выучивается детьми наизусть. Свободное владение текстом обеспечивает творческую свободу детей в момент импровизации.
Следует помнить, что перед детьми никогда нельзя ставить сразу несколько задач, например: спеть колыбельную песню на предложенный текст, используя предложенную интонацию. Подобное задание может быть выполнено только поэтапно.
Самые интересные импровизации учитель может повторить, а иногда и выучить с классом. Эффективным методом работы является запись импровизаций на магнитофон с последующим прослушиванием записи и анализом ее учителем. Детям запись следует показывать выборочно, не демонстрируя неудачные попытки. Каждое задание по импровизации обязательно повторяется в течение нескольких уроков.
Вокальная импровизация позволяет "раскрыть" даже самых слабых наших учеников, очень часто "гудошники" начинают петь именно в процессе этой работы. В каждой импровизации должны принять участие все или почти все ученики класса.
Рассмотрим подробнее виды и приемы вокальной импровизации, используемые на уроках музыки (автор Рачина Б.С.) [43, с.49-56]:
1. Первая импровизация - диалогическая, состоящая из двух строчек: вопрос - ответ.
2. Импровизации на стихотворения диалогической структуры, где вопросы задает учитель, а потом все дети по цепочке поют друг другу вопросы и ответы.
3. Импровизация на эмоционально-образную ситуацию. Этот вид вокальной импровизации хорош для маленьких детей. Можно сочинить целый "музыкальный спектакль", в котором дети все по очереди поют колыбельные песни игрушкам, или разыграть сценку "Мы гуляем в поле и в лесу", где дети поют радостную мелодию, кружась на солнечном лугу, и тревожную, печальную, жалобную, когда они заблудились в лесу. Таких игровых ситуаций можно придумать много, и дети охотно принимают участие в этой игре.
4. Импровизация на жанр. Этот вид импровизации возможен с текстом (тогда текст, конечно, облегчает задачу своим ритмом и размером), а также без текста вокализом.
Очень легко вокализом исполняются мелодии марша, танца польки, сложнее дело обстоит с вальсом - там надо обязательно связать мысленно мелодию с трехдольным метром, что далеко не у всех получается. Чтобы облегчить детям выполнение этого задания, учитель должен перед началом пения дать метрическую настройку (весь класс отхлопывает метрическую пульсацию в размере 3/4, подчеркивая сильную долю и проговаривая: "ма-моч-ка").