Методики музыкальной импровизации как фактор развития музыкально-творческих способностей

Современное образование » Импровизация как стимул творческой деятельности » Методики музыкальной импровизации как фактор развития музыкально-творческих способностей

Страница 6

"Вот это-то и был самый страшный для нас зверь, - сказала старая мышь, - потому что это был кот". Каким голосом надо передать рассказ мышки про кота? Как это животное вело себя - пусть дети передадут это голосовыми импровизациями.

Всегда интересна для детей импровизация на заданный педагогом текст. Этот вид творческой работы всегда интересен для детей. Вот какие условные этапы этой работы можно выделить при овладении детьми начальными умениями.

1. Вслушивание в слово, предложенное взрослым, понимание его смысла и характеристика его будущего художественного образа.

Допустим, педагог предлагает каждому из учеников спеть свой вариант мелодии на словосочетание "серенький зайчик". Перед тем как начать выслушивать вокальные варианты детей, неплохо произвести короткий анализ словосочетания по следующим вопросам:

Ребята, вы представляете себе серенького зайчика? Как он выглядит, как двигается? Какой, по-вашему, у него будет характер?

А какой музыкой мы сможем передать характер зайчика?

Теперь попробуем спеть слова "серенький зайчик".

Показанные детьми распевы будут разными, но важно затем сделать анализ услышанных ответов и выбрать наиболее убедительный вариант мелодии - с легким, подвижным характером.

После подобного разбора детям уже привычнее будет сосредоточиться на втором словосочетании - "неуклюжий хомячок". Разбор этого словосочетания идет по уже предложенному ранее плану. А затем, если позволит время, можно сравнить контрастность импровизаций на заданные темы.

2. Активные действия со словами. В этом разделе подразумевается уже самостоятельный распев фразы, в которой обозначено действие, и сочинение ее логической интонации. Для этого детям предлагаются контрастные сочетания, где герои пребывают в определенном поступке. Например, сначала дети импровизируют мелодию фразы "Вот улитка ползет", а затем - "Вот олень, он бежит". В подобном контрасте по отношению друг к другу находятся также фразы типа "Засвистела птичка весело на ветке" и "Бедная лягушка вымокла в болоте".

3. Сочинение мелодий в заданном музыкальном жанре. Такие вокальные импровизации удобно отрабатывать в соответствии с изучаемыми согласно школьной программе примерами основных музыкальных жанров - марша, двух танцев (польки и вальса) и песни. Обычно с этими жанрами дети знакомятся на первых уроках музыки. Сочинение мелодии в заданном жанре удобно выполнять на слоги: тра-та-та - марш, а-а - вальс, ля-ля - полька, пение с закрытым ртом м-м-м - песня.

Детям бывает нетрудно подобрать собственное сопровождение к таким импровизациям на шумовом музыкальном инструменте.

Жанр напева может определяться и стихотворным двустишием, дающим "спецнастрой" на импровизацию.

Темы для мелодий разных характеров могут быть внутри одного жанра: песня - колыбельная, частушка, хороводная. Это требует разнообразия музыкальных интонаций при исполнении.

4. Работа с использованием стихов

Такая работа начинается с разучивания слов; далее рекомендуется предварительная беседа об особенностях поэтического настроения и характера предполагаемой музыки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация