Приведем примеры приемов с использованием вокальной импровизации (авторы Агапова И.А., Давыдова М. А.) [1, с.65-69]:
Первые шаги в импровизации - "Приветствие", где чаще всего ответы детей дублируют интонации педагога. Но это не должно вызывать тревоги: начальный этап освоений навыков импровизации обычно строится на подражательности учеников своему учителю. Однако со временем к детям приходит все большая уверенность в собственных возможностях, а также приобретаются вокальные умения. Для начала учитель поет свое приветствие на одной ноте на слова:
Дети, добрый день. (Везде в импровизациях будут нотные примеры.)
В хоровом ответе дети повторяют высоту его интонации и ритмический рисунок:
Добрый день, добрый день.
Но в индивидуальных ответах каждый из учеников может спеть свое приветствие на произвольный мотив.
Второй вариант приветствия учитель поет в движении по нисходящему звукоряду (соль-до):
Здравствуйте, ребята.
Ответ детей строится на нисходящем тоническом трезвучии:
Здравствуйте.
Чтобы развить эмоциональный заряд, полученный от такого приветствия, его можно несколько продлить, добавив приветствие "по ролям". Тогда учитель еще дополнительно обращается, пропевая тот же мотив, сначала к девочкам со словами "здравствуйте, девочки", а затем - к мальчикам со словами "здравствуйте, мальчики". В каждом случае нужные группы детей поют прежний ответ: " Здравствуйте".
Если сделать ответы на музыкальное приветствие учителя индивидуальными, по желанию школьников, то можно добавить к вокальной импровизации инструментальное сопровождение. Скажем, учитель "комментирует" свою фразу звоном треугольника, а дети - колокольчиков. Как правило, ритмические рисунки получаются у каждого свои, что и будет являться первым шагом к инструментальной импровизации.
Музыкальное приветствие сразу вводит детей в нужный рабочий настрой, способствуя тому, что дети с первых шагов готовятся к предстоящей необычной деятельности.
Интересным для детей является "омузыкаленное" обозначение окончания урока, когда прощание педагога с детьми и их ответ также поются, а не проговариваются.
Например, учитель поет слова прощания на мотив нисходящего звукоряда (соль - до):
До свидания.
Ответ детей повторяет фразу педагога:
До свидания.
Мотив прощания можно разнообразить, используя мелодии, только что изученные ребятами на уроке.
К попыткам обучить детей импровизации относится и просьба спеть свое имя. Это достаточно знакомый, хорошо себя зарекомендовавший прием. Пример его выполнения демонстрирует педагог, нараспев произнося свои имя и отчество. Потом он просит учащихся по очереди пропеть свое имя, а затем дать свои ответы на музыкальный вопрос: "Как тебя зовут?"
Называя себя, школьник не сможет повторить мелодию, напетую учителем, поскольку она по ритму и продолжительности не совпадет с нужным ответом. Поэтому вокальные фразы детей произвольны и уже носят элементы творчества.
После того как все дети произнесут нараспев свое имя, на следующих занятиях задание можно усложнить, потребовав "полного ответа" на просьбу учителя. Теперь ответ должен выглядеть так: