В предыдущей главе были рассмотрены теоретические вопросы развития творчества младших школьников посредством использования музыкальной импровизации. Для проверки гипотезы исследования был проведён педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 20 школьников 1-го класса Богучанской средней школы № 3, нами был выбран один класс, как второго класса не было набрано 1 сентября.
Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий этап, формирующий этап и контрольный этап работы.
На основе выделенной гипотезы констатирующий этап обучающего эксперимента включал два направления исследования по выявлению уровня:
1) музыкальных способностей (чувство метроритма, динамики, музыкально-образное мышление);
2) проявлений музыкально-творческих способностей (эмоциональная отзывчивость, творческое воображение и ориентировочная активность).
В ходе исследования данных уровней развития была использована соответствующая диагностика. Диагностическая методика была составлена в результате экстраполяции на практику результатов исследования музыкальных способностей [48].
При разработке диагностических методик учитывалось:
1) соответствие возрасту и степени музыкального развития детей;
2) возможность судить об уровне исследуемой способности в совокупности составляющих ее компонентов;
3) доступность и яркость музыкального материала. Диагностические занятия были нацелены на выявление уровня эмоциональной отзывчивости детей на музыку, творческого воображения, степени и характера их ориентировочной активности, чувства динамики, способности соотносить тембровые представления с выбором того или иного инструмента. Кроме того, проверялся исходный уровень развития музыкально-творческих способностей учащихся.
Для решения задач нами были выделены компоненты, критерии, показатели и уровни, которые представлены в таблицах 1,2.
Таблица 1.
Критерии развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста и критерии их оценки
Компоненты музыкальных способностей |
Критерии оценки компонентов музыкальных способностей |
I. Музыкальный слух. |
Интонирование мелодической линии Чувство лада. Владение голоса. Слуховое внимание. |
II. Музыкальная память. |
Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала. Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться. |
III. Чувство ритма. |
1. Точность, четкость передачи ритмического рисунка. |
IV. Творческие способности. |
Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами. |
Таблица 2
Уровни развития компонентов музыкально-творческих способностей
Компонент |
Уровни | ||
Музыкальный слух |
Высокий |
Средний |
Низкий |
-чистое интонирование мел. линии; слуховое внимание; хорошее владение голосом (6-7 звуков). |
-правильное интонирование отдельных отрывков; улучшение после повторного показа; небольшой диапазон голоса (4 звука); слуховое внимание отрывочное. |
-не чистое интонирование; отсутствие диапазона голоса; нет слухового внимания. | |
Чувство ритма. |
-четкая точная передача ритмического рисунка. |
-передача отдельных элементов ритмического рисунка; улучшение показателей после повторного показа. |
-нет точности передачи ритмического рисунка; нет улучшений показателей после повт. показа. |
Музыкальная память. |
-быстрое запоминание, узнавание, воспроизведение муз. материала; наличие муз. "багажа" памяти. |
-неточное запоминание и воспроизведение муз. мате-риала; небольшой запас муз. "багажа" памяти. |
- несформированность навыков запоминания, воспроизведения, узнавания муз. мат.; отсутствие муз. "багажа" памяти. |
Творческие навыки. |
-умение досочинить мелодию, ритмический рисунок.; умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности различными выразительными средствами. |
-неуверенность в сочинении мелодии, ритмического рисунка; неуверенность в передаче собственных чувств и использование различных выразительных средств. |
-отсутствие навыка сочинения мелодии, ритмич. рисунка. Неспособность передачи собственных чувств в различных видах муз. деятельности, неспособность использовать различные средства выразительности |