Описание констатирующего этапа экспериментальной работы

Современное образование » Импровизация как стимул творческой деятельности » Описание констатирующего этапа экспериментальной работы

Страница 2

При проведении констатирующего эксперимента давались следующие задания по диагностике выявления музыкальных способностей автора Анисимов В.П. [2]:

Задание 1 ставило целью выявить наличие у детей развитого мелодического слуха, диапазона голоса, развитой дикции, слухового внимания, музыкальной памяти

Детям предложено снять с голоса экспериментатора мелодическую линию народной попевки "В огороде заинька", "Светит солнышко", "Ходит кот", мелодия которых имеет поступенное движение вверх и вниз на интервал секунды, терции и квинты. Если есть затруднения, учитель помогает голосом, либо подыгрывает попевку на инструменте.

Критерии оценки:

ощущение высоты звуков;

различение ладовых функций, тембровых и гармонических комплексов;

развитое слуховое внимание

Задание 2 ставило целью выявить наличие у детей развитого тембрового слуха, слухового внимания, музыкальной памяти Педагог исполнял на инструменте "Колыбельную" в разных регистрах: высоком, среднем, низком. При этом оговаривалось, что одну колыбельную поет медведица, другую - зайчиха (средний регистр), третью - мышка (высокий регистр). Дети слушали все три колыбельные и отмечали, что голоса у животных разные. В форме музыкальной загадки каждому ребенку предлагалось угадать, кто из животных поет колыбельную: мишка, зайчик или мышь.

Критерии оценки:

развитый тембровый слух;

адекватное определение тембров трех фрагментов - высокий уровень;

определение тембров двух фрагментов - средний уровень;

определение тембра 1 фрагмента - низкий уровень.

Задание 3 ставило целью определить наличие у детей звуковысотного слуха, слухового внимания.

Детям предложено повторить пение кукушки на двух звуках в интервале терции от разных звуков в сопровождении фортепиано, либо снятия попевки с голоса.

Критерии оценки:

сформированность звуковысотного чувства;

адекватное ощущение соотношения высоты звуков;

определения направления мелодии.

Задание 4 имело целью определить наличие и уровень чувства ритма у детей, музыкальной памяти.

Детям предлагалось: а) повторить хлопками заданный ритмический рисунок;

б) прохлопать ритмический рисунок попевки, исполняемой экспериментатором, например "Во поле березка стояла" - русской народной песни;

в) прохлопать ритмический рисунок попевки "Ладушки", исполняемой экспериментатором.

Критерии оценки:

точное безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;

воспроизведение метра с одним - двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом) - средний уровень;

адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов - слабый уровень;

неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.

Для решения второй задачи констатирующего эксперимента детям давались следующие задания.

Задание 5 ставило целью выявить наличие у детей творческих способностей, умение сочинить мелодию и ритмический рисунок на заданный текст.

Детям предложено:

А) задание на мелодическую импровизацию - спеть песню на заданный текст и мелодию свой вариант (Котя - котенька - коток, Котя - серенький бочок).

Страницы: 1 2 3 4 5

Навигация