При проведении констатирующего эксперимента давались следующие задания по диагностике выявления музыкальных способностей автора Анисимов В.П. [2]:
Задание 1 ставило целью выявить наличие у детей развитого мелодического слуха, диапазона голоса, развитой дикции, слухового внимания, музыкальной памяти
Детям предложено снять с голоса экспериментатора мелодическую линию народной попевки "В огороде заинька", "Светит солнышко", "Ходит кот", мелодия которых имеет поступенное движение вверх и вниз на интервал секунды, терции и квинты. Если есть затруднения, учитель помогает голосом, либо подыгрывает попевку на инструменте.
Критерии оценки:
ощущение высоты звуков;
различение ладовых функций, тембровых и гармонических комплексов;
развитое слуховое внимание
Задание 2 ставило целью выявить наличие у детей развитого тембрового слуха, слухового внимания, музыкальной памяти Педагог исполнял на инструменте "Колыбельную" в разных регистрах: высоком, среднем, низком. При этом оговаривалось, что одну колыбельную поет медведица, другую - зайчиха (средний регистр), третью - мышка (высокий регистр). Дети слушали все три колыбельные и отмечали, что голоса у животных разные. В форме музыкальной загадки каждому ребенку предлагалось угадать, кто из животных поет колыбельную: мишка, зайчик или мышь.
Критерии оценки:
развитый тембровый слух;
адекватное определение тембров трех фрагментов - высокий уровень;
определение тембров двух фрагментов - средний уровень;
определение тембра 1 фрагмента - низкий уровень.
Задание 3 ставило целью определить наличие у детей звуковысотного слуха, слухового внимания.
Детям предложено повторить пение кукушки на двух звуках в интервале терции от разных звуков в сопровождении фортепиано, либо снятия попевки с голоса.
Критерии оценки:
сформированность звуковысотного чувства;
адекватное ощущение соотношения высоты звуков;
определения направления мелодии.
Задание 4 имело целью определить наличие и уровень чувства ритма у детей, музыкальной памяти.
Детям предлагалось: а) повторить хлопками заданный ритмический рисунок;
б) прохлопать ритмический рисунок попевки, исполняемой экспериментатором, например "Во поле березка стояла" - русской народной песни;
в) прохлопать ритмический рисунок попевки "Ладушки", исполняемой экспериментатором.
Критерии оценки:
точное безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
воспроизведение метра с одним - двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом) - средний уровень;
адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов - слабый уровень;
неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.
Для решения второй задачи констатирующего эксперимента детям давались следующие задания.
Задание 5 ставило целью выявить наличие у детей творческих способностей, умение сочинить мелодию и ритмический рисунок на заданный текст.
Детям предложено:
А) задание на мелодическую импровизацию - спеть песню на заданный текст и мелодию свой вариант (Котя - котенька - коток, Котя - серенький бочок).