Описание экспериментальной работы на формирующем этапе

Современное образование » Импровизация как стимул творческой деятельности » Описание экспериментальной работы на формирующем этапе

Страница 1

Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы разработали технологию развития музыкальных способностей и сформулировали задачи формирующего эксперимента.

Разработать технологию развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста с использованием приемов музыкальной импровизации.

На основе технологии составить программу развития творчества детей, разработать занятия с использованием музыкальной импровизации.

Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.

Формирующий эксперимент включал в себя 14 занятий, состоящих из заданий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения, творческих способностей в пении, движении, сочинении. Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности. Из сборника Михайловой М. А были отобраны занятия, соответствующие целям и задачам формирующего эксперимента [32].

Также данная работа требовала внедрения нетрадиционных форм и методов: стимулирования детей к музыкальной деятельности, создания поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую деятельность.

В процессе музыкального развития ребенка создавалась ситуация успеха в музыкальной деятельности. Это послужило базой для развития интереса и стремления ребенка к творческому выражению.

При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимал ведущее место в системе обучения детей музыкальным способностям. Он формировал правильные представления о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах. Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем требовалась полная самостоятельность при сочинении.

Программа включала в себя 2 этапа.

1 этап - развивающий (занятия 1-10) был направлен на накопление навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарны певческих навыков.

Занятия проходили в нетрадиционных формах обучения: игр музыкальных, музыкальных загадок и сказок (Приложения 3.), что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству.

2 этап - творческий (занятия 11-14). Погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

На основе данной технологии была составлена программа развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Программа развития музыкально-творческих способностей оформлена в Таблицу 3. (Приложение 2.) с выделением целей каждого занятия, которые носили более сложный и насыщенный характер, что явилось результатом динамического нарастания сложности разработанной нами программы.

Все занятия начинались с музыкального приветствия и музыкального прощания:

1. Музыкальное приветствие: "Добрый день".

Можно начать знакомство с пропевания собственного имени.

Оксана Сергеевна. А ты кто? Я, Саша

На первых уроках тем ребятам, которые затрудняются спеть свое имя или стесняются, можно включить ритмомелодическую импровизацию в форме вопроса-ответа. Например: в импровизации участвуют двое: ученик и учитель. Между ними должен состояться музыкальный разговор. Сначала поет учитель на слог "ля", одновременно отхлопывая ритм. Один из учеников должен ее закончить

При проведении занятия 1: Детям предлагалось прослушать сказку "Сказка про Нину, кошку и пианино", дети с большим желанием и интересом откликнулись на побуждение слушать музыкальную сказку. При чтении стихов дети раскрепощались, смехом, удивленными и одобрительными возгласами выражали свои эмоции, что говорило о доступности и легкости восприятия сюжета сказки. С любопытством и интересом дети рассматривали внутреннее строение фортепиано, пытались нажимать на клавиши в разных регистрах и слушать звук. Почти все дети изъявили желание изобразить шаги мишки, песенку птички, с чем каждый из них справился легко, произвольно нажимая клавиши в нужном регистре. На задание нарисовать дома персонажей сказки дети откликнулись с большим интересом и желанием.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация