Зайка похваляется тем, что быстро бегает. Мелодия - быстрая, отрывистая.
Медведь умеет песни петь. Он неуклюжий, косолапый. Его мелодия более на низких звуках.
В начале импровизации нужно выразительно прочитать стихотворение.
"Первый снег" Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится. И на землю тихо
Падает ложится.
Ребята легко отхлопывают ритм стихотворения. Учитель сочиняет мелодию на первые 3 строчки, а ученики на последнюю. Движение их мелодии может идти сверху вниз (как образ падающего на землю снега).
Импровизируя, ребята стараются не только сочинить мелодию, отвечающую характеру своего "героя", но и сыграть его, что выражается в их движениях мимике, выражении глаз.
Очень часто элементы импровизации использовались с учащимися в минутках отдыха, можно спеть детям загадки, а они должны спеть ответ.
Например: Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?"
Ученики: "Это бывает зимой. "
2 Солнце печет, липа цветет
Рожь поспевает, когда это бывает? - летом
3 Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает? - Весной.
4 Пусты поля, мокра земля,
Дождь поливает. Когда это бывает? - осенью.
После того, как у ребят появились навыки к сочинению мелодий, Им можно самим сочинять стихи, а потом к ним мелодию.
При проведении занятий также записывали импровизации на доске. Сочиняются мелодии, ритм, подключаются движения, подголоски, шумовые и музыкальные инструменты.
Вот пример записи импровизации.
Два кота
При проведении сочинения песни-попевки на текст, каждый из детей пытался объяснить образ и характер своей сочиненной песенки. Дети справились весьма неплохо. Дети пытались не просто сочинить песню, а передать ее образ и характер выразительными средствами ритма, динамики и мелодической линии. Таким образом, проведенная работа способствовала решению задач, поставленных нами в начале экспериментальной деятельности, а именно:
Разработать технологию развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста.
На основе технологии составить программу развития музыкальных и творческих способностей детей, провести занятия с использованием музыкальной импровизации.
Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.
Разработка построения педагогического процесса развития изучаемых способностей, программа опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании исполнительской, игровой, театрализованной деятельности, позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к музыкальной деятельности и развитием творческих навыков школьников.
Чтобы проверить эффективность разработанной технологии развития музыкальных и творческих способностей детей младшего школьного возраста, нами был проведен контрольный эксперимент.