Каковы этапы формирования понятия? Какие умственные действия адекватны каждому этапу? Эти вопросы исследуются в психологии, где, в частности, отмечается значимость овладения следующими умственными действиями: подведение объекта под понятие (распознавание), отыскание следствий (из факта принадлежности объекта понятию). Так, Н. Ф. Талызина к компонентам указанных умственных действий относит: перечисление необходимых и достаточных свойств объектов данного класса; установление того, обладает ли данный объект выделенными свойствами или не обладает; заключение о принадлежности объекта к данному понятию; выведение следствий, классификацию; конструирования объектов с учетом варьирования отношений. Ряд психологов (Н.А. Менчинская, Е. Н. Кабанова-Меллер и др.) рекомендуют при формировании понятий осуществлять варьирование несущественных признаков, тем самым, способствуя усвоению существенных [8, с.28].
В результате изучения курса математики основной школы по линии «Функция» учащиеся должны владеть следующими понятиями: область определения, область значений функции, график функции, промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства функции, нули функции, четность и нечетность функции.
Итак, какие же умственные действия (следуя Н.Ф. Талызиной) необходимы учащимся при изучении этих свойств функций?
На основе анализа различных решений и обобщения методов решения задач, связанных со свойствами функций, нами разработаны списки умственных действий, которые необходимы при изучении свойств функций.
Анализ учебников и сборников задач по математике показывает, что задания на тему «Свойства функции» могут быть представлены как на «алгебраическом» языке, так и на «графическом» языке. В зависимости от способа задания функции (формула, график) можно выделить умственные действия, относящиеся к «алгебраическому» и к «графическому» способам решения задач.
Нахождение «Области определения функции». Это умственное действие может иметь следующую структуру.
«Графический» способ.
выдели (найди) ось ОХ;
отметь точки, в которых функция не определена, если они есть;
выдели на числовой прямой промежутки, в которых функция определена.
запиши полученные промежутки.
«Алгебраический» способ.
«выдели» формулу, задающую функцию;
изучи особенности данной формулы ( выясни, чем является стоящее в правой части формулы выражение: многочленом, дробью, …,из какого исходного выражения получена данная формула);
найди те значения переменной, при которых данное выражение не существует.
Запиши в ответе все значения, кроме тех, при которых данное выражение не существует.
Нахождение «Области значений функции». Структуру этого умственного действия можно определить так.
«Графический» способ.
1) выдели (найди) ось ОУ;
выдели на оси ординат промежутки, которые составляют значения функции;
запиши полученные промежутки.
«Алгебраический» способ.
«выдели» формулу, задающую функцию;
изучи особенности данной формулы ( выясни, чем является стоящее в правой части формулы выражение: многочленом, дробью, …,из какого исходного выражения получена данная формула);
найди те значения выражения, которые данное выражение может принимать.
Отыскание «Промежутков возрастания и убывания функции». Структуру этого умственного действия можно определить так.
«Графический» способ.
выдели ось ОХ;
найди точки графика, в которых график функции при «взгляде» слева направо поднимается вверх;
отметь (цветом) промежутки на оси Ох, на которых направление графика одинаковое;
запиши полученные промежутки, в которых график функции имеет одинаковое направление, отдельно.
Нахождение «Промежутков знакопостоянства». Это умственное действие может иметь следующую структуру: